Донесение британского подданого о состоянии дел в Кронштадте перед Крымской войной ч.1

Донесение английского подданого Уильяма Сэдлера, об острове Котлин и его укреплениях, адресованное  руководителю Военного топографического департамента Великобритании, подполковнику Т.Б. Джервису, 1854 год.
Документ отмечен конгревным слепым штампом Военного топографического департамента Великобритании.
Язык документа английский, оригинал приложен в конце поста, перевод oldkotlin.ru.

Отчет об острове Котлин и укреплениях Кронштадта, написанные по запросу подполколника Джервиса Т.Б (Jervice T.B.), мистером Вильямом Садлером (Mr. William Sadler), проживавшим в этом месте около тринадцати лет, и покинувшим его в последний раз 24 марта, возвращаясь через Санкт-Петербург 26 апреля 1854 года, затем в Англию через Варшаву, Берлин и Гамбург. Рукопись была внимательно изучена подполковником Джервисом и различная информация, относящаяся к военным укреплениям записана по свидетельствам мистера Садлера. Не предполагается, что эта информация в точности верна, но определенно представляет некоторую ценность.

Остров Котлин, самый восточный из островов Финского залива, расположен примерно в семидесяти милях к западу от города Санкт-Петербурга, в пяти милях к северу от южного берега и около девяти милей к югу от северного берега Финского залива. Этот остров получил свое название от слова «kotol» (что означает котел), т.к. первое, что русские нашли на острове, когда освободили его от шведов, был рыбацкий котел. На восточной оконечности острова построен город и крепость Кронштадт, который также является главным военно-морским портом и базой русского флота на Балтике; улицы в нем широкие и чистые, а город очень четко спланирован. Население, по последней оценке, подсчет которой был произведен в 1849 году, насчитывало 25 120 жителей, в основном русских.  Город с западной, северной и восточной сторон окружен высоким и прочным валом из гранита и земли, внешний эскарп имеет толщину около шести футов, и поддерживается обычным земляным парапетом, на которых установлено несколько орудий, все из черного металла, большого калибра, вероятно, в тридцать два фунта. Рядом с западной стеной построены две казармы, и около шести или семи у северной и восточной. С наружной стороны стены на западной стороне острова обустроен ров или траншея, пересекающая остров с юга на север, и после которой земля спускается в гласис (передний скат бруствера). В этой стене есть два входа; первый, на юге называется Цитадельские ворота, второй ближе к серверному окончанию – Кронштадтские ворота, они являются единственными входами в город из остальной части острова, а через ров или траншею перекинуты два деревянных разводных моста. На восточной оконечности города, также есть ворота, которые называются Санкт-Петербургскими воротами, и от которых в море на расстояние около трети мили вдается пристань, построенная из древесины, для размещения пароходов, курсирующих между Кронштадтом, Санкт-Петербургом, Петергофом, и Ораниенбаумом; глубина воды у края пирса может быть от семи до пяти футов.

Три мола (так их обозначают в Кронштадте) построены примерно на полмили в море на южной стороне, стены образованы такой ширины, чтобы свободно перемещались войска или граждане. Пирс, выходящий в море и образующий самую западную стену Купеческого мола (так называли его русские), только частично сложен из камня – нижняя часть, которая возвышается всего на два фута над уровнем моря, а верхняя часть целиком деревянная или деревянная опалубка, заполненная камнями и песком, которая летом 1852 и 1853 гг. была полностью перестроена из дерева, так как несколько лет назад находился в очень плачевном состоянии.

Вдоль всей этой стены или пирса установлены большие железные орудия и несколько мортир, которые близко расположены друг другу, для более слаженной работы. Деревянный бастион для защиты людей, около пяти с половиной футов в высоту и около пяти футов в толщину, это что-то вроде деревянной облицовки, внутри отделанной камнями.

Вход в Купеческую гавань находится напротив батареи Кроншлот, которая находится с южной стороны канала; пирс или стена здесь, обращенные к каналу и южному берегу, или к побережью Финского залива, полностью состоят из гранита и возвышается примерно на двенадцать-четырнадцать футов над уровнем моря. На восточной стороне ворот или входа в Купеческую гавань, пристань или стена, образующая южную сторону Мола, выступает под углом, таким образом

Десять лет тому назад этот угол был засыпан сваями, камнями и песком, и на них был построен форт Меншиков. Этот форт представляет собой очень красивое и аккуратно отделанное камнем сооружение, он был завершен около четырех или пяти лет назад; на нем установлены четыре яруса орудий крупного калибра, говорят, около семидесяти и он защищает непосредственно входом в гавань. Однако это имеет очень большой недостаток, который состоит в том, что дым во время стрельбы не успевает рассеяться. Совсем недавно была замечена трещина внизу на одной из сторон, что как предполагается, было вызвано оседанием некоторых свай. Следующий гавань за Купеческой называется Средней, которая намного больше, чем Купеческая гавань и частично отделена от нее двумя причалами, между которыми проходит канал, который ведет к одному из сухих доков. В этой гавани корабли нанимаются для использования на маршрутах между Кронштадтом, Свеаборгом, Ревелем, Або и т. д., с адмиралтейскими запасами и провизией, в основном для перевалки грузов. Некоторые из более крупных военных кораблей занимают свои позиции в этой гавани, в следствие большей глубины. Пирс или стена, которая образует ограждение гавани, лишь частично построены из камня, а другая часть сделана из дерева и находится не в самом лучшем состоянии. Также установлено несколько железных пушек. Торговым судам также разрешено заходить в эту гавань, в случае если Купеческая гавань переполнена. Военная гавань также большая и расположена следующей после средней гавани; пирс или стена, ограждающая гавань, выдается вперед в море и образует продолговатую форму в юго-восточной части мола, а дальше образует угол и уходит почти по прямой линии к самой восточной точке острова. Стены гавани построены в основном из гранита. Эта гавань занята только военными кораблями, вход частным для частных лиц запрещен, кроме тех, кто прикреплен к Адмиралтейству. Здесь всегда стоит охрана из пятидесяти человек под командованием лейтенанта. К востоку от Военной гавани находится так называемая Внутренняя дорога, где в летние месяцы паровая эскадра обычно стоит на якоре. Примерно в полумиле от берега на восточной оконечности острова на сваях стоят два деревянных склада, один из которых используется как пороховой погреб, а другой – как склад угля. Адмиралтейство, или Адмиралтейский магазин, склады, сухие доки, лесной склад и т. д. расположены почти в центре города, и занимают его более чем на одну четверть, они огорожены каналом и железным частоколом, который проходит вокруг них, а информация о них держится в секрете. Лесопилки расположены недалеко от Военно-Морской гавани, на восточной окраине города, это не очень большое здание из красного кирпича, уже несколько лет работающие на паровой машине. Арсенал — красивое здание из красного кирпича, расположено на восточной стороне парадной площади, называемого Петровской площадью, которая находится позади среднего мола. В этом здании находится от пятнадцати до двадцати тысяч стоек с оружием. Здесь также находятся несколько флагов, которые были взяты у турок и шведов во время последних войн. В прилегающем дворе размещено от 400 до 500 единиц артиллерийского вооружения. В этом здании хранится деревянный макет Кронштадта, как планировал его Петр Великий; он был сделан около пятидесяти лет назад; но около шести лет назад была сделана новая модель, по особому указанию Его Императорского Величества Николая Первого, и которая также размещена здесь.

В центре Петровской площади около двенадцати лет назад был установлен памятник Петру Первому; фигура отлита из бронзы в Петербурге; он около одиннадцати или двенадцати футов высоты и стоит на основании из полированного гранита, лицом к южному берегу залива, головой склоняется к западу, и туда же направляет правую руку. После двух или трех недель после установки у него обнаружился дефект, отсутствовала одна из шпор, которая была отпилена и украдена, предположительно это было сделано кем-то из солдат или матросов ради выпивки. Напротив этой площади находится резиденция губернатора и главнокомандующего Балтийского флота. Военно-морской клуб и библиотека, а также Императорские апартаменты для приема его Императорского Величество, когда он посещает Кронштадт, обращены лицом к площади. Учреждение штурманского кадетского корпуса, находится еще немного западнее, и выходит на Итальянский пруд, который находится позади Купеческого гавани.  Этот корпус специально формировался для обучения кадетов лоцманской службы, которая тесно связана с военно-морскими, или прочими военными службами. Это очень большое и красивое здание, в настоящее время в нем обучается около 300 курсантов; на верху одного из крыльев здания построена обсерватория. Здесь также имеется военно-морское училище для сыновей моряков, в среднем 550 юношей, которые обучаются начальным азам образования и в большинстве своем воспитываются для имперского флота.

В течение последних четырех-пяти лет государство возводит очень большой и обширный чугунолитейный цех, который почти готов; это здание построено из камня, кирпича и железа; крыша, балки, потолки, лестницы и оконные рамы также сделаны из железа. Этот цех возводится специально для удобства обслуживания паровой эскадры, так как почти в каждом случае необходимости восстановления деталей для ремонта машин или прочего, они должны быть отправлены на завод в Колпино, который находится почти в сорока милях от Кронштадта (в восемнадцати-двадцати милях за Санкт-Петербургом). Когда строительство этого завода завершится, работы, производимые в Колпино, скорее всего, будут перенесены в Кронштадт. Особого внимания заслуживает военный-морской госпиталь, который считается одним из лучших в России; это очень обширное трехэтажное здание из красного кирпича, способное вместить около двух тысяч пятисот больных; комнаты очень большие и хорошо проветриваемые; полы устланы паркетом и очень хорошо отполированы. Кровати железные, укомплектованы матрацами с волосом, да и комнаты в целом чистые. Он разделен на палаты, каждая палата имеет свое собственное специальное отделение по виду болезни, на которое назначается врач и определенное количество медсестер или обслуживающего персонала. Также есть отдельная палата для офицеров. Эта госпиталь полностью поддерживается государством, за исключением мелочи, которая вычитается из жалованья каждого морского офицера, служащего на Балтийском флоте. Казармы в Кронштадте представляют собой большие здания, в которых могут разместиться от четырнадцати до шестнадцати тысяч человек; о них особо нечего сказать, кроме того, что они не содержатся в такой чистоте, как должны быть. Манеж или здание подобное тем, которые используются для школ верховой езды, представляет собой очень обширное здание, построенное из дерева, и используется в основном в зимние месяцы для тренировок и обучения моряков военным упражнениям. Эти бедные люди, которые ходят в море около двух месяцев летом, как только их корабли прибывают в гавань, снимают с них всю оснастку и пр., накрывают их на зиму; после чего начинаются военные тренировки, которые продолжаются в течение этого периода, так что можно сказать, что они более солдаты, чем матросы. Зимой они стоят на страже так же, как и обычные солдаты. Общее количество солдат, находившихся в Кронштадте, не превышало одной тысячи пятисот человек. В одном конце здания стоит фрегат, точнее его модель, со всем такелажем, паруса и т. д., для практики рекрутов. Император обычно приезжает в Кронштадт один или дважды за зиму, а в этом здании он обычно проводит смотр одному из флотских экипажей (так необычно названный), который состоит из тысячи человек, как в военных учениях, так и в военно-морской тактике


Продолжение

Оригинал донесения