Зингер господина Вержбицкого. История в одной накладной
Недавно я показал, что может рассказать случайно найденная в архиве фотография, сегодня же предлагаю повторить подобный трюк, но уже со старинным документом и попробовать еще раз размотать клубок истории.
В начале года ко мне попал интересный документ – счет №97 от 19 июня 1901 года на покупку неким господином Вержбицким Д.Т. в Кронштадте швейной машинки Зингер, закрепленный гербовой маркой. С виду обычный платежный документ, но что он может нам рассказать?
Первое что бросается в глаза, это многократное указание названия фирмы производителя швейной машинки – Зингер, фирма знаменитая до сих пор, давайте начнем рассказ с нее.
Предмет покупки
Начало XX века – золотое время компании Singer в России. Ее швейные машины перестали быть диковинкой и превратились в желанную покупку для самых разных слоев населения. Если в 1870–1880-х швейная машина считалась предметом роскоши, доступным лишь обеспеченным семьям или профессиональным мастерским, то к 1900 году ситуация изменилась. Компания широко рекламировала свои изделия, открывала фирменные магазины по всей стране и применила новаторскую по тем временам стратегию – продажу в рассрочку. В итоге за швейной машиной выстраивались в очередь – мещанка-рукодельница, отставной солдат-портной, или чиновник среднего достатка, желающий порадовать жену «агрегатом» для дома.
Отличительной чертой Singer была строгая система учета продукции. Каждая швейная машина имела выбитый на корпусе уникальный серийный номер, по которому можно было отследить ее происхождение. До 1900 года номера шли просто по возрастанию (без букв), сквозь все заводы мира. Но с ростом производства компания ввела буквенные префиксы, присваивая отдельные серии номеров различным фабрикам – так появились префиксы К, М, S, P и др. в начале номера, указывающие на завод (Элизабетпорт в США, Клайдбанк в Шотландии, позже Подольск в России и т.д.). Это нововведение позволило эффективно управлять глобальным выпуском: например, шотландскому заводу в 1900 г. выделили диапазон M-1 до M-305909, а после исчерпания «M» серия для Клайдбанка продолжилась под префиксом «P».
Для покупателя серийный номер был важен прежде всего, как доказательство подлинности Singer (настоящая машинка имела фирменный номер и логотип, тогда как на рынке уже встречались подделки) и как гарантийный идентификатор. При продаже номер вписывали в квитанцию, на него же завязывался сервис: фирменные мастерские знали, какие запчасти нужны для данного класса.
Возвращаясь к нашему документу, господин Вержбицкий приобрел в Кронштадте в июне 1901 года швейную машину фирмы Singer под названием «Вейбретинг Штив № 3, ручная, с колпаком». Расшифровка этого названия показывает, что речь идет о машине с вибрационным челноком № 3, ручной (то есть с ручным приводом), в комплекте с защитным деревянным колпаком (кофром). В каталоге Singer конца XIX века такой машиной была модель семейства Vibrating Shuttle (вибрационный челнок) – Singer VS3, также известная как класс 28. Это была портативная 3/4-размерная версия полноценной модели VS2/27, рассчитанная преимущественно на домашнее использование.
Проверка серийного номера M-295420 по официальным заводским данным компании Singer, размещенным на сайте ISMACS (база данных Международного общества коллекционеров швейных машин) – также подтверждает названную нами модель, а также год выпуска. Буква «M» в начале номера означает партию, произведенную на заводе Singer c названием Килбоуи (Killbowie), расположенным в Клайдбанке (Clydebank) Шотландии. Согласно заводским регистрационным книгам, номера M-285910 – M-305909 были выделены для класса 28K (модель 28) в первой половине 1900 года. Таким образом, машинка Вержбицкого была выпущена примерно в начале 1900 года на шотландской фабрике Singer. В то время крупносерийное производство на территории Российской империи еще не началось – собственный завод в Подольске только строился и запустил сборку станин в 1902 году, а первые полностью локальные машины вышли в 1905-м. Поэтому машинка с номером M-295420 почти наверняка импортирована из Шотландии.
Что из себя представляла эта машинка?
Singer класс 28 (VS3) представляла собой компактную бытовую швейную машину для семьи или мелкого ремесленника. Конструкция с «вибрационным» (качательным) челноком обеспечивала прочный запошивочный шов. Размер 3/4 и ручной привод делали ее портативной – машинку можно было убрать в кофр и хранить в шкафу или перевозить. В то же время из-за ручного привода скорость шитья была ограничена: каждый оборот ручки давал три стежка, и длительная работа требовала от швеи немалого терпения и силы в руке. Машина имела плоское прямоугольное основание (у ранних VS машин основы были фигурными «скрипичными», но к 1890-м их сменили на прямые для устойчивости). В комплект входили съемный ручной привод (кривошип), набор сменных шпулек-долгушек для челнока, отвертка, масло, запасные иглы и, возможно, несколько стандартных съемных лапок для разных операций. Обязательной частью комплектации была иллюстрированная инструкция – компания Singer славилась понятными руководствами: каждому покупателю выдавалась брошюра с простыми объяснениями и картинками, рассчитанная даже на полуграмотных читателей.
С приобретенным по счету-накладной товаром мы разобрались, теперь обратим внимание на форму оплаты и личность покупателя
Форма оплаты
Стоимость указана в правой части документа, судя по слову «сконто»* и сумме напротив 5 р. 80 коп, что составляет 10% от первоначальной суммы, можно сделать однозначный вывод, что машинка куплена за наличный расчет, без всяких рассрочек за 52 рубля 20 копеек. Это же подтверждает расписка о получении денег внизу документа.
*«Сконто» – старый торгово-бухгалтерский термин: скидка (обычно за наличный расчёт или быструю оплату).
Приобретение такой швейной машины как минимум нам говорит о том, что покупатель не из низших сословий, а единовременная оплата, что господин Вержбицкий как минимум неплохо зарабатывал и скорей всего оставил о себе какие сведения в истории.
Таинственный покупатель
С такими инициалами и в заданном нами промежутке времени (1901 год) я нашел только одного человека, это Дмитрий Титович Вержбицкий – доктор Кронштадтского военно-морского госпиталя. С учетом того, что врач в начале XX века относился к представителям среднего класса — стабильные заработки и уважение в обществе делали покупку бытовой техники весьма реалистичной.

Врачебный состав госпитального судна «Орел». Доктор Дмитрий Титович Вержбицкий стоит крайний справа. Журнал “Нива”
Дмитрий Титович Вержбицкий родился 23 октября 1873 года и происходил из дворян Киевской губернии. В 1899 году он окончил Императорскую Военно-медицинскую академию в Санкт-Петербурге, получив звание лекаря (врачебный чин) и поступил на службу военно-морским врачом в Николаевский морской госпиталь.
Здесь он прошёл путь от младшего ординатора до старшего врача флотских экипажей, совмещая практическую работу с научными исследованиями. В 1904 году защитил докторскую диссертацию «К вопросу о роли насекомых в эпидемиологии чумы», став одним из первых военных врачей-эпидемиологов российского флота.
В годы Русско-японской войны Вержбицкий служил на госпитальном судне «Орел» при Второй Тихоокеанской эскадре и участвовал в Цусимском походе. Вернувшись в Кронштадт, он продолжил службу в морском госпитале, а позднее был назначен флагманским врачом штаба Амурской речной флотилии и старшим врачом Сибирского флотского экипажа. В последние годы жизни вновь вернулся на Балтику, занимая должность старшего врача 1-го Балтийского флотского экипажа.
За усердную службу Вержбицкий был награждён орденами Святого Станислава и Святой Анны, а также медалями в память Русско-японской войны. Его жизнь оборвалась рано — в 1912 году он скончался на 39-м году жизни, оставив вдову Анастасию Алексеевну и четверых детей. Супруга продолжила его дело: окончила Женский медицинский институт и стала первой женщиной-врачом Кронштадтского морского госпиталя.
Финальная нить истории
История покупки господином Вержбицким швейной машины Singer в 1901 году – это небольшая зарисовка из эпохи, когда Россия «подсела на иглу» швейных машин (как образно замечала пресса). За каждой такой покупкой стояли и технический прогресс, и тонкий расчет маркетологов, и судьбы людей, чья жизнь менялась с появлением в доме стального помощника. Машинка Singer означала новые возможности: дополнительный заработок, экономию на пошиве одежды, а иногда – просто статусный предмет гордости.
В декабре 1901 года в семье Вержбицких родился первый сын – Борис, и можно предположить, что найденный мной документ, это не что иное, как серьёзный вклад молодого доктора Вержбицкого в будущее своей семьи.
Литература и источники:
-
Полтора века на игле – статья Евгения Жирнова, издание Коммерсант – 2004 год. – www.kommersant.ru
-
Singer VS1, VS2, VS3, 27, & 28, Vibrating Shuttle Models – британский ресурс по швейным машинам Singer – www.singersewinginfo.co.uk
-
Зингер (компания) – Википедия ru.wikipedia.org.
-
SINGER SEWING COMPANY “M” Series Register Numbers – англоязычный портал с серийными номерами швейных машин – www.yumpu.com
-
Вержбицкий Глеб Дмитриевич «Жил на свете муравей…» Из протокола допроса – статья Поздняковой Т., ВикиЧтение, document.wikireading.ru
-
Судьба кораблей и военно-морских врачей 2-й эскадры флота Тихого океана в Русско-японской войне 1904–1905 гг.. Журнал «Нива», 1905 г – vmeda1979.narod.ru
- Вержбицкий Борис Дмитриевич, биографическая справка о Б.Д. Вержбицком (сыне) с указанием происхождения семьи – электронный архив фонда Иофе. – arch2.iofe.center