Детские библиотеки, как самостоятельные учреждения, 1888 год

Статья из журнала “Воспитание и образование” №8 1888г.

Чтение для детей составляет настолько существенную потребность, что это даже вызвало на свет такие вполне оригинальные явления нашей общественной жизни, как учреждение самостоятельных детских библиотек, где подбор книг применен к детскому возрасту и где потребителями являются исключительно дети. Мы мало или почти вовсе не слышим о таких учреждениях, так как о них вообще нигде не пишут, а между тем такие учреждения существовали и существуют в настоящее время. «Воспитанию и Обучению», главная цель которого состоит в выяснении вопросов детского чтения, необходимо поговорить о таком явлении. К сожалению, материал, собранный нами по этому вопросу, так мал, что мы можем только слегка коснуться этого вопроса и, главным образом, лишь наметить его, чтобы вызвать посильные разъяснения со стороны сведущих людей.

В подробностях нам известна лишь история «Общественной детской библиотеки» в Кронштадте. Она открыта 14 февраля 1870 года и существует поныне. С нею- то и ее судьбой мы и познакомим читателя, при чем воспользуемся ее печатными «Правилами» и печатными же ежегодными отчетами.

Основана эта библиотека с целью снабжения своих членов на дом книгами для детского чтения и педагогического содержания, а по мере увеличения средств — и разными научными пособиями. Средства библиотеки составляют членские взносы, частные пожертвования и отдельные сборы (Под отдельными сборами нужно разуметь, вероятно, взносы таких лиц, которые не состоят членами, о них дальше). Лица, при вступлении в члены, платят по 5 р ; кроме того, постоянные члены платят единовременно 25 р., а временные ежегодно по 5 р., т. е. в первый год 10р., а в последующие по 5 р. От ежегодного взноса освобождаются и остаются членами те из временных членов, которые в продолжение 10-ти лет непрерывно состояли членами. — Член, желающий пользоваться библиотекой, должен предварительно внести ежегодный взнос и 5 р. залога, в  обеспечение утраты или порчи книги. Если книга дороже 5 р., то член, в виде залога, дает расписку на остальную сумму. Всякий член может взять единовременно только две книги, а на каникулярное время неопределенное число книг, но внеся залоговую полную стоимость их. — При выдаче книг из библиотеки, название их и фамилия получателя заносятся в отдельную книгу и получатель в ней расписывается. Книги может получать, вместо члена, и доверенное лицо, предъявляя членский билет; но ответственность за порчу книги несет член. При возвращении книги член или доверенное лицо должен следить, чтобы она была вычеркнута из списка. — Кроме членов, имеют право получать книги и посторонние лица с платой по 6 р. в год или по 1 р. в месяц, со взносом залога в 5 р. и более, если книга стоить дороже.

Таковы правила библиотеки в том, где они касаются платы и характера пользования книгами. Вас поражает здесь прежде всего очень высокая плата за право пользования книгами; такая плата не может заманить людей со средними средствами, мы уже не говорим о людях недостаточных. В самом деле, положим, я поступаю членом в эту библиотеку: я должен внести единовременно 5 р., за право пользования книгами в течение года 5 р., и залогу 5 р., итого 15 р., а летом, когда детям книги для чтения нужнее всего и если я уезжаю на дачу, то, взяв поболее книг, я должен за них, за все, оплатит залогом полную стоимость. Да мы уверены, что не найдется ни одной частной библиотеки, которая бы так дорого обходилась потребителям, потому что, иначе, всякая частная библиотека в первый же год прекратила бы свое существование. Ведь 15-ти рублей не выйдет в год, если мы будем даже покупать деталь книги, разумеется, только стоящие того; а своя книга куда дороже ребенку, нежели взятая на время, да еще на известный срок. — Второе, что бросается в глаза при чтении этих правил, это—формалистика. Книги из библиотеки получаются, как это видно из отчетов, обыкновенно самими детьми и по их выбору, и, таким образом, дети и есть те доверенные лица, которые должны, по правилам, расписываться в получении книг и, по возвращении их в библиотеку, следить за тем, чтобы книги были вычеркнуты из списка. Можно ли возлагать такую обязанность на детей? Не знаем, может быть, на практике это делается иначе, но по правилам выходить, что так.

Теперь посмотрим, что же вышло из этого учреждения.

Прежде всего мы видим, что состав и число членов остается за все время существовала библиотеки почти одним и тем же. От этого два неприятны следствия. Во-первых, через 10 лет те временные члены, которые за все эти годы были членами без перерыва, стали уже бесплатными членами, — следовательно, библиотека сразу лишилась почти всего дохода; во-вторых, дети этих членов, за 10 лет перечитав все книги библиотеки и выросши, уже перестали быть потребителями библиотеки, и существование библиотеки стало, таким образом, бесполезным.

Интересны в отчетах таблицы, в которых показывается число книг, взятых из библиотеки за каждый год: 1870 — 501, 1871 — 677, 1872 — 1146, 1873 — 1386, 1874 — 1893, 1875 — 2580, 1816—2640, 1817—2933, 1878 — 2215, 1879 — 2800, 1880 — 3365, 1881 —2494, 1882 —5356, 1883 — 1501, 1884 — 1226, 1885 — 885, 1886 – 1312, 1887 — 1721.

Правда, как видно из этих цифр, в последние два года число взятых книг несколько поднялось, но едва ли это говорит в пользу поднятия библиотеки. Стоить только взглянуть на цифры числа членов: при открытии — 72, в 1882 г. уже 30, в 1883—29, 1884—26, 1885- 27, 1887—34, — то есть падение сильное, а повышение за последнее время самое незначительное, и новых средств это повышение не приносит никаких. Начиная с 1883 года, в отчетах вы читаете неизменную фразу: «по недостатку средств перечислено из основного в оборотный капитал» — столько-то; так что к началу 1887 года основной капиталь равнялся ничтожной, собственно говоря, сумме: 416 р. 86 к., тогда как к началу 1883 г. он состоял из 1025 р.

Таким образом, библиотека несомненно падает и, по всему вероятно, через несколько лет и совсем должна будет покончить свое существование. И, после всех предыдущих разъяснений, нельзя сказать, чтобы она не была виновата в этом сама.

Помимо кронштадтской, мы не имеем сведений о других самостоятельных детских библиотеках, ныне существующих (если только они есть). Из бывших же нам известно существование такой библиотеки, открытой в Москве г. А. Тороповым 3 декабря 1878 г. Об этой библиотеке самым учредителем написана статейка, помещенная в издававшемся тогда в Москве библиографическом сборнике «Народная и детская библиотека», 1879 г., № 5, стр. 146—150. В этой статье г. Торопов высказывает радужные надежды на ведение своего дела, но какая участь постигла его библиотеку — неизвестно. Интересно, что в своей статье г. Торопов поминает (мимоходом) про подобный же попытки в Петербурге и Москве (кончившиеся неудачею), но ничего не говорить о кронштадтской библиотеке, которая в это время достигала своего зенита. Эго показывает нам, как всегда равнодушно было общество к вопросу о существовании детских библиотек, как самостоятельных учреждении.

Нам думается, что едва ли это и в самом деле существенный вопрос. Дело в том, что детская библиотеки важны в школах, где они и имеются (в одних лучше, в других хуже — об этом мы не спорим); этими библиотеками учащиеся пользуются даром и без всяких формальностей, в роде расписывания в слежения за тем, чтобы книга была вычеркнута при сдаче. Вот если мы похлопочем об этих школьных библиотеках, напр. в городских школах и училищах, это будет дело куда полезнее, чем учреждение самостоятельных детских библиотек. И самостоятельные детские библиотеки могут быть полезны, но только при том условии, когда они не будут иметь в виду исключительно детей. Такие библиотеки должны заключать в себя всех, без исключенья, книги и журналы для детей, как русские, так и иностранные, как новые, так и старые; сюда же должны быть включены и все те книги, и журналы, в которых трактуется о детском чтении и детской литературе. Такие библиотеки годились бы и для детей (по выбору родителей), а более всего — для взрослых, которым они дали бы возможность изучить вполне обстоятельно вопрос о детской литературе и детском чтении. А вопрос этот очень важный.