Донесение британского подданого о состоянии дел в Кронштадте перед Крымской войной ч.2

Первая часть донесения

Вторая часть донесения английского подданого Уильяма Сэдлера, об острове Котлин и его укреплениях, адресованное  руководителю Военного топографического департамента Великобритании, подполковнику Т.Б. Джервису, 1854 год.

Балтийский флот насчитывает 27 000 человек и делится на экипажи, бригады и дивизии; каждый экипаж, состоит из 1000 человек, им обычно командует капитан или капитан 1 ранга; Бригада или соединение состоит из трех экипажей или 3000 человек, которыми командует контр-адмирал; а дивизия состоит из трех соединения или бригад, или девяти экипажей, что составляет 9000 человек, и им командует адмирал или вице-адмирал.

Собор в Кронштадте представляет собой большое белое здание, построенное в форме креста на открытой площади, в западной части города, и в настоящее время находится на ремонте. Купол и шпиль этой церкви, названной в честь Андрея Первозванного, позолочены в течение последних пяти-шести лет. Помимо этого, есть еще четыре славяно-греческих церквей, а также одна католическая церковь, главным образом для поляков, служащих на флоте и в армии, и других иностранцев, которых очень мало. Протестантская церковь для английских моряков, поддерживается Русской компанией (основана в 1555 г.), а также лютеранская церковь для немцев и финнов и т. д.

Единственный судоходный вход в гавань Кронштадта или Санкт-Петербурга, для судов с небольшой осадкой, находится со стороны так называемого Южного канала, который проходит между южным берегом острова Котлин и южным берегом материка. Северный канал, который проходит по северной стороне острова, уже  много лет заблокирован старыми судами, которые были затоплены с целью безопасности (надежной охраны), за последние десять или двенадцать лет там было сброшено немало камней, а в более глубокие части залива опущены сваи; эта баррикада была сформирована в направлении от западной оконечности города Кронштадт через канал к месту, называемому Лисий Нос на побережье Финляндии. Рядом с этим местом находится село Сестербек, где находится фабрика мушкетов и вооружения, принадлежащая правительству. Южный канал и вход в военно-морской порт Кронштадт укреплен и защищен четырьмя крупными батареями, которые построены в море на сваях. Крупнейший из этих фортов — Кроншлот, стоящий на южной стороне канала, напротив мола Купеческой гавани Кронштадта. Канал, который получается между ними не более пяти-семи сотен футов в ширину. Эта батарея находилась на реконструкции в течение последних трех или четырех лет, здесь также дополнительно забивают сваи и заполняют некоторую часть камнями, так, чтобы внутри формировался своего рода мол, стены которого были бы достаточной ширины для установки орудий и свободного прохода для солдат.  На части, которая отсыпана в сторону моря, предполагается достроить сооружение для размещения орудий в три яруса. Закладка этого сооружения уже начата, но на завершение работы уйдет по меньшей мере десять или пятнадцать лет беспрерывной работы; в настоящее время там можно разместить только один ряд орудий.

Форт Рисбанк также расположен на южной стороне канала, примерно на расстоянии в двух с четвертью мили от Кронштадта. Эта батарея строится последние десять или одиннадцать лет, и не совсем закончена, леса еще стояли в ноябре прошлого года 1853 года. На форте предполагается три яруса орудий из прочного железа; в июле прошлого года орудия еще не были установлены. В июле 1852 года, фрегат был пришвартован примерно в четырехстах или пятистах ярдах от этой батареи, и Его Императорское Величество Государь с сыном своим, Великим Князем Константином, который является морским министром, сошли на берег в Кронштадте, чтобы проверить прочность батареи, они обстреляли форт с фрегата ядрами; было произведено около двадцати пяти выстрелов, по результату, они обнаружили, что выстрелы практически не оставили следов на каменных стенах, хотя часть из них пришлось снести из опасения того, что некоторые из внутренних камней могли сдвинуться или расколоться. Стоимость повторного восстановления этой части была заявлена в 30 000 рублей серебром.

Форт Александр является самой западной из этих батарей и контролирует северную сторону южного канала; это большая овальная батарея на три яруса, строящаяся примерно тринадцатью или четырнадцать лет. Он находится примерно в двух с четвертью милях, или чуть больше, от главного причала в Кронштадте.

Форт Петра Первого, или Цитадель, находится примерно в одной миле или миле с четвертью от Кронштадта, на северной стороне канала (на южной стороне от острова). Этот батарея тоже построена из гранита и возводилась последние двадцать лет; это самая маленькая батарея из четырех, предусматривает только два яруса орудий. Примерно в трех с половиной милях от Кронштадт, с северной стороны южного канала, к западу, находился деревянный форт, называющийся Форт Константин, он был построен на сваях и находился в очень ветхом состоянии, прошлой зимой был отдан приказ на снос, что и было сделано.

На выступе острова, сразу за цитаделью, в течение последней зимы воздвигнута деревянная батарея, на которой установлены тридцать орудий. На западной оконечности острова есть место старых земляных работ или приподнятой земляной батареи, первоначально построенной шведами, и именуемой Шанцкой Крепостью, эта часть острова называется Александр Шанц. Этот старый форт был восстановлен, а орудия установлены в батарею. Я оцениваю их число примерно в сорок штук.

В начале ноября прошлого года 1853 года была проложена подводная телеграфная линия между Кронштадтом и Ораниенбаумом, далее до Петергофа, летней резиденции императорской семьи, а оттуда до Санкт-Петербурга. Она полностью используется для нужд государственной службы, передачи секретной корреспонденции, которая раньше велась по телеграфным сигналам (прим. oldkotlin.ru – оптический телеграф).

24 марта 1854 г. все английские и французские подданные по приказу полиции были вынуждены покинуть Кронштадт. 27 и 28 марта (прим. oldkotlin.ru – вступление России в Крымскую войну) три полка солдат прошли по льду к Кронштадту вместе с двумя батареями полевой артиллерии. Первого апреля было объявлено, что город находится на осадном положении. В течение Марта месяца, последние несколько кессонов или железных ящиков производились на одном из государственных литейных заводов в Петербурге, под руководство профессора Якоби, изобретателя этих кессонов; они заполнялись горючим составом с целью подрыва кораблей. Большое количество этих кессонов были недавно заложенны в канале и у входа в гавань Кронштадта, и подключены электрическими проводами к гальваническим батареям, которые были размещены на разных фортах. Также сообщалось, что в канал (фарватер) в разных местах были сброшены большие камни, чтобы помешать проходу. Две дивизии Балтийского флота расположились у Кронштадта, в том числе пароходы и шлюпы, которых насчитывалось около сорока-сорока пяти штук, адмирал Рикардо (итальянец по происхождению), командующий флотом, получил приказ лечь с флотом на внутренние рейды, что находится за Военный молом под прикрытием города и батарей; средняя глубина воды там от трех с половиной до пяти саженей; а на внешних путях, что к западу от Кронштадта, она колеблется от четырех до восьми или девяти саженей. Государственный почтовый пароход «Владимир», который курсировал между Шецином и Кронштадтом во время навигации (т. е. в сезон, когда вода позволяет судоходство), прошедшей зимой получил новые котлы, а также были установлены пушки, таким образом он будет использоваться как паровой фрегат. Навигация в Кронштадте в среднем открывается в начале мая и закрывается примерно в середине или конце ноября. Среднее количество Британских и других иностранных торговых судов, прибывающих в этот порт во время навигации, составляет от полутора тысяч до двух тысяч, и торговля за последние несколько лет сильно возросла. Кронштадт в настоящее время имеет гарнизон около двадцати тысяч человек, многие из которых были расквартированы среди жителей. В городе имеется большое количество боеприпасов, а также большое количество печей для разогрева ядер (для стрельбы раскаленными) было изготовлено и отправлено в Кронштадт, были сделаны и многие другие приготовления для обороны. Примерно в середине апреля прошлого года, произошла ужасная авария, в результате которой погибло около пятидесяти двух мужчин. Эти люди были в лаборатории по изготовлению восемнадцатифунтовых патронов, когда по какой-то причине воспламенился порох, и все это место разлетелось на атомы; количество пороха, которое, как утверждается, было в здании, было семьдесят четыре барреля. Удар от взрыва был огромен и ощущался за много миль, в ближайших домах почти все окна были разбиты, а в ряде зданий рамы целиком выпали на улицу. Единственный вход в гавань Кронштадта – это канал, который проходит между батареями, так как южнее Кроншлота есть отмель, которая тянется до Ораниенбаума, что на южном берегу Финского залива, и на которой нет более чем пяти – девяти футов глубины.

Таковы те немногие наблюдения, которые я осмелился изложить в письменной форме. Многие другие факты возможно могли бы быть добавлены, если я был бы военной профессии, но в качестве просто наблюдательного путешественника, я вынужден воздержаться от пространных рассуждений о предмете, где неверная информация может нанести серьезный ущерб интересам моей страны. Такой, какой он есть, поэтому надеюсь он будет принят со всей снисходительностью, по крайней мере он правдив, даже если некоторые сочтут его недостаточно обширным: и все же его можно принять во внимание при нынешних военных нуждах, как мой друг Подполковник Джервис заставивший меня поверить, что этот доклад очень ценен для министров и командования флота.

Лондон, 7 июня 1854 года.

(Подпись) УИЛЛИАМ САДЛЕР.