Истинное значение трубы Кронштадтского пароходного завода, или девиация компасов

Вопрос назначения больших белых цифр на Южной оградительной стенке разобран не один раз, но все равно «странные» и «загадочные» теории приходится слышать до сих пор, причем не только от людей, которые приезжают в гости, но и от тех, кто живет здесь не первый десяток лет.

Проблема девиации компасов в XIX веке В эпоху парусного флота магнитные компасы относительно надёжно указывали путь морякам. Однако с середины XIX века, с появлением железных корпусов и паровых кораблей, навигация столкнулась с новой проблемой – девиацией компаса, то есть отклонением показаний магнитной стрелки под влиянием близкого железа судна ru.wikipedia.org . При резком увеличении доли металла на кораблях компасы стали давать серьёзные ошибки, что угрожало безопасности плавания. Эта проблема требовала научного решения: необходимо было понять природу девиации и научиться её измерять и компенсировать. Первым в России глубоким исследователем компасной девиации стал капитан-лейтенант Иван Петрович Белавенец. Ещё в 1855 году во время Крымской войны он опубликовал обстоятельный труд по девиации компасов – первый в стране на эту тему ru.wikipedia.org . Белавенец много плавал и проводил магнитные опыты: в кругосветном плавании, во время обороны Севастополя, а затем на Балтике. Он одним из первых осознал, какое значение для нового парового флота имеет правильная настройка компасов. В 1860–1861 гг., командуя пароходом «Курьер», Белавенец активно занимался магнитными наблюдениями на Балтике и искал практические способы проверки компасов на кораблях ru.wikipedia.org . Его исследования совпали с аналогичными работами штурмана Александра Зарубина, который предлагал устанавливать специальные створные знаки в Финском заливе для проверки компасов судов visitkronshtadt.ru . Компасная обсерватория в Кронштадте Благодаря усилиям Белавенца, именно Кронштадт стал центром компасного дела Российской империи. В 1865 году по его инициативе в Кронштадте была основана первая в России обсерватория магнитных компасов – специальная научно-практическая лаборатория для поверки и регулировки компасов citywalls.ru . Обсерваторию разместили в деревянном одноэтажном павильоне, собранном без единого железного гвоздя на случай, если металл мог бы повлиять на измерения citywalls.ru . Позднее рядом появилась деревянная беседка (сохранилась до наших дней), где проводились эксперименты. На протяжении многих лет эта компасная обсерватория оставалась единственной в стране, здесь зародилась теория девиации магнитных компасов и методы борьбы с ней citywalls.ru . Благодаря этим работам безопасность мореплавания значительно повысилась – флотоводцы получили в свои руки научные способы проверять и корректировать показания компасов на новых железных судах. Белавенец не только организовал работу обсерватории, но и постоянно совершенствовал методы. Он перевёл на русский язык современные британские руководства по определению девиации (работы Эванса и А. Смита) и читал публичные лекции о девиации компасов ru.wikipedia.org . В 1865 году И.П. Белавенец стал первым начальником Кронштадтской компасной обсерватории и оставался её руководителем до своей смерти в 1878-м. За заслуги в этой области он был награждён уникальным золотым компасом, украшенным 32 бриллиантами – в знак признания неоценимого вклада в науку о навигации ru.wikipedia.org . Под его руководством были разработаны методы вычисления различных составляющих девиации (полукруговой, четвертной, креновой и т.д.), способы компенсации локальных магнитных полей на кораблях, а также впервые в мире решена задача установки рабочего компаса на подводной лодке (в 1863 г.) ru.wikipedia.org ru.wikipedia.org . «Полосатая труба» и створы для поверки компасов Самой известной практической инновацией Белавенца стала система створных ориентиров для определения девиации компаса на кронштадтском рейде. По его проекту ещё в начале 1860-х годов западную стенку Купеческой гавани Кронштадта выкрасили особыми яркими вертикальными полосами ru.wikipedia.org . Одновременно была задействована высокая дымовая труба Кронштадтского Пароходного (Морского) завода – её сделали главным дальним ориентиром. При наблюдении с борта корабля эти полосы на стенке, совмещаясь с трубой завода, позволяли штурманам получать истинные пеленги (направления) для определения девиации компаса ru.wikipedia.org . Иначе говоря, была создана своего рода «компасная шкала» прямо в порту: труба и размеченные делениями береговые сооружения образовали систему маяков-направлений, по которым можно сверять компасы. Чуть позже эту систему усовершенствовали. Вместо простых полос на гранитных стенках гавани нанесли хорошо заметные цифры и отметки в градусах. Специальная карта под названием «Истинное направление трубы Морского завода для определения девиации компасов на кронштадтских рейдах» (№ 536) была издана в конце XIX – начале XX века karta-spb.livejournal.com . На ней схематично показаны все створы – линии, соединяющие заводскую трубу и определённые деления (отметки) на наружной облицовке стен гавани karta-spb.livejournal.com . Каждая цифра на стенке соответствовала известному истинному пеленгу – то есть углу относительно географического меридиана karta-spb.livejournal.com . Когда корабль маневрировал в рейде, штурман мог направить визир компаса на трубy завода так, чтобы она совпала с одной из таких цифр на берегу. Зная истинный пеленг этого створа (например, 275°), и сравнив его с компасным пеленгом по своему прибору, легко вычисляли величину девиации – разницу в градусах otets-gennadiy.livejournal.com . Например, если труба завода наблюдается строго на отметку с числом 275, а компас при этом показывает 273,5°, значит, компас страдает отклонением +1,5° (недобор) и требует соответствующей поправки otets-gennadiy.livejournal.com . Таким образом, разность между истинным и фактическим показанием компаса непосредственно давала поправку. Более того, система нескольких створов (веера направлений) позволяла определить девиацию точнее: на одном курсе судно могло последовательно взять несколько пеленгов на разные отметки, что усредняло результат и снижало погрешности karta-spb.livejournal.com . Стоит отметить, что труба Морского завода в Кронштадте была специально подготовлена для этой роли. Чтобы отличить её от прочих заводских труб, её окрашивали светлыми горизонтальными полосами и оборудовали круговым балконом вокруг вершины karta-spb.livejournal.com . Яркие полосы делали трубу заметной издалека при любом освещении, а балкон служил дополнительным опознавательным признаком (и, вероятно, площадкой для обзора или обслуживания). Фактически эта промышленная труба стала важным навигационным знаком. Недаром современники шутливо говорили, что в Кронштадте всё служит нуждам кораблевождения – даже заводские трубы и крепостные стены otets-gennadiy.livejournal.com . Отлаженная система проверки компасов вошла в повседневную практику Морского флота. На всех военных судах перед выходом в океан обязательно замеряли девиацию главного компаса на кронштадтском рейде. Если обнаруживались недопустимые отклонения, корабль обязан был немедленно стать на якорь и сдать компас в специальную мастерскую для ремонта или перенастройки yetlandia.ru . Такую серьёзность диктовала сама жизнь: в условиях дальнего плавания и тем более боя, компас с большой девиацией мог привести к трагическим ошибкам в навигации. Благодаря же кронштадтским створам, русские моряки могли быть уверены, что их компасы показывают верно – после надлежащей калибровки. Легенды и заблуждения Интересно, что вокруг загадочной «полосатой трубы» и цифр на стенах гавани возникли со временем разные легенды. Непосвящённым наблюдателям назначение этих отметок было неочевидно, и рождались порой фантастические версии. Например, некоторые гражданские лица принимали гигантские номера на стенках за порядковые обозначения причалов или гидротехнические отметки уровня воды. Другие путали знаменитую трубу Морского завода с трубой соседнего Морского собора. Отсюда родилось стойкое заблуждение, будто у Никольского Морского собора в Кронштадте была собственная труба – не то вентиляционная, не то связанная с колоколами. На самом деле у собора никогда не было дымовой трубы: видимая издалека полосатая башня всегда принадлежала именно судоремонтному заводу. Моряки шутили, что это «труба, которая молится не о душе, а о компасе». Более того, существовала байка, будто бы эта труба специально задумана, чтобы сбивать с толку компасы неприятельских кораблей, подступающих к крепости. В реальности же всё наоборот – она помогала исправлять ошибки приборов союзных судов. Таким образом, «истинное значение» таинственной трубы оказалось чисто прикладным, но от этого не менее выдающимся. Развенчанию мифов помогали просветительские издания. В одном из послевоенных учебников 1942 года нашлось подробное объяснение сути цифр на кронштадтских стенах karta-spb.livejournal.com . Специально упоминалось, что эти отметки – вовсе не случайные номера, а градуировка по азимутам на заводскую трубу. Сопоставив такие данные, любой грамотный штурман мог вычислить девиацию магнитного или даже поправку гирокомпаса на своём судне karta-spb.livejournal.com . Появление этой информации в общедоступной литературе окончательно развеяло ореол тайны вокруг «соборной трубы». Использование системы до 1930 года и в последующем Основной период активного применения кронштадтского девиационного полигона пришёлся на конец XIX – начало XX века. Практически все корабли Балтийского флота, выходящие в океанские походы или на учения, проходили через процедуру проверки компасов на Кронштадтском рейде. Во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. многие корабли 2-й Тихоокеанской эскадры также калибровали компасы здесь перед дальним походом. В 1910-х годах, с развитием радио и появлением первых гирокомпасов, значение магнитного компаса несколько снизилось, но он оставался важнейшим резервным навигационным инструментом. До 1930 года система створов продолжала действовать без изменений, обеспечивая новые поколения советских кораблей проверенным методом определения девиации. После революции 1917 г. и последовавших за ней перемен Кронштадт сохранил свою роль навигационного полигона. Несмотря на то, что знаменитый Морской собор в 1929 году был закрыт и переоборудован под клуб, «компасная» труба Морского завода продолжала стоять на своём месте. Кронштадт долгое время оставался закрытой военной базой, недоступной для посторонних. Однако военно-морской флот СССР по-прежнему использовал старую инфраструктуру: и в 1930-е, и после Великой Отечественной войны корабли Балтийского флота проходили настройку компасов на кронштадтском рейде. В послевоенные годы, с появлением более совершенных приборов и методов (электронных компенсаторов, лазерных гирокомпасов), значение оптических створов снизилось. Тем не менее девиационный полигон в Кронштадте существовал и действовал вплоть до конца XX века visitkronshtadt.ru . Даже в 1970–80-х годах штурманы военных кораблей знали и использовали эти ориентиры. В мемуарах флотских офицеров упоминается, как при прохождении вдоль стенки гавани можно было наблюдать совмещение трубы с тем или иным номером и мгновенно сверить компас otets-gennadiy.livejournal.com . Для надёжности верхушка той самой высокой трубы была дополнительно отмечена белым кольцом – чтобы её не спутать с другими заводскими дымовыми трубами otets-gennadiy.livejournal.com . Таким образом, традиция, заложенная ещё при царе Александре II, пережила и две мировые войны, и смену эпох. В наше время магнитный компас уже не является единственным навигационным прибором на корабле, но он по-прежнему устанавливается на всех судах в качестве резервного средства. А значит, и проблема девиации не утратила актуальности. В Кронштадте сегодня можно увидеть отреставрированные исторические цифры на прежних местах – они являются частью морского наследия. В рамках музея истории Кронштадта сохраняется память о компасной обсерватории и бесценном труде Белавенца. Возрождён и сам Никольский Морской собор – теперь уже как действующий храм и памятник морской славы. Его золотой купол, как и прежде, доминирует над панорамой города, но рядом с ним больше нет той легендарной полосатой трубы: старые заводские корпуса и дымоходы были частично разобраны или заменены современными. Однако истинное значение трубы – как символа упорства морской науки – продолжает жить. Ведь наследие кронштадтских штурманов мы используем до сих пор, каждый раз когда сверяем компас по известному береговому ориентиру. Точно так же, как это делали мореплаватели сто лет назад на рейде Кронштадта, убеждаясь перед выходом в море, что их компас указывает верный курс otets-gennadiy.livejournal.com . Использованные источники Белавенец И.П. – биография, деятельность и публикации (Википедия) ru.wikipedia.org ru.wikipedia.org . Материалы о создании компасной обсерватории в Кронштадте (Citywalls, 2013) citywalls.ru citywalls.ru . Пояснения о системе створов и девиации компасов (учебник «Морская лоция», 1942, цит. по LiveJournal) karta-spb.livejournal.com karta-spb.livejournal.com . Полевой рассказ о практике измерения девиации (письмо В. Колодяжного, 2020) otets-gennadiy.livejournal.com otets-gennadiy.livejournal.com . Исторический блог о кронштадтских гаванях и цифрах на стенках (Yetlandia, 2019) yetlandia.ru . Статья музея истории Кронштадта о девиационном полигоне (2016) visitkronshtadt.ru .

Вид на среднюю гавань Кронштадта: на гранитной стенке отчетливо видны крупные белые цифры. Изображение с сайта pastvu.com — вход в гавань, 1913 год. 

Проблема девиации компасов в XIX веке

В эпоху парусного флота магнитные компасы относительно надёжно указывали путь морякам. Однако с середины XIX века, с появлением железных корпусов и паровых кораблей, навигация столкнулась с новой проблемой – девиацией компаса, то есть отклонением показаний магнитной стрелки под влиянием близкого железа судна. При резком увеличении доли металла на кораблях компасы стали давать серьёзные ошибки, что угрожало безопасности плавания.

Представим себе корабль, идущий по океану. На первый взгляд ошибка компаса в полградуса кажется ничтожной. Но если корабль пройдёт 100 миль (около 185 км), он окажется в стороне от курса почти на одну милю. На тысяче миль отклонение превратится уже в десятки миль — этого достаточно, чтобы промахнуться мимо острова, узкого пролива или не заметить берег. Если же компас ошибается на пять градусов, то через ту же тысячу миль судно уйдёт в сторону более чем на 80 миль — целая дневная навигация! Именно так многие мореплаватели прошлого оказывались не там, где ожидали: по одной из версий, и Христофор Колумб оказался у берегов Америки, сбившись с намеченного курса. В данном случае ошибка привела к открытию, но она же могла сыграть и дурную шутку, например провести корабль мимо места боя, не позволить обнаружить врага вовремя или просто выйти из тумана на мель! Эта проблема требовала научного решения: необходимо было понять природу девиации и научиться её измерять и компенсировать.

Иван Петрович Белавенец

Иван Петрович Белавенец. Фото с википедии.

Первым в России глубоким исследователем компасной девиации стал капитан-лейтенант Иван Петрович Белавенец. Ещё в 1855 году во время Крымской войны он опубликовал обстоятельный труд по девиации компасов – первый в стране на эту тему. Белавенец много плавал и проводил магнитные опыты: в кругосветном плавании, во время обороны Севастополя, а затем на Балтике. Он одним из первых осознал, какое значение для нового парового флота имеет правильная настройка компасов. В 1860–1861 гг., командуя пароходом «Курьер», Белавенец активно занимался магнитными наблюдениями на Балтике и искал практические способы проверки компасов на кораблях. Его исследования совпали с аналогичными работами штурмана Александра Зарубина, который предлагал устанавливать специальные створные знаки в Финском заливе для проверки компасов судов.

Компасная обсерватория в Кронштадте

Благодаря усилиям Белавенца, именно Кронштадт стал центром компасного дела Российской империи. В 1865 году по его инициативе в Кронштадте была основана первая в России обсерватория магнитных компасов – специальная научно-практическая лаборатория для поверки и регулировки компасов. Обсерваторию разместили в деревянном одноэтажном павильоне, собранном без единого железного гвоздя на случай, если металл мог бы повлиять на измерения. Позднее рядом появилась деревянная беседка (сохранилась до наших дней в сквере Попова, кстати она же использововалась позднее самим Поповым, но уже для своих опытом), где проводились эксперименты.  На протяжении многих лет эта компасная обсерватория оставалась единственной в стране, здесь зародилась теория девиации магнитных компасов и методы борьбы с ней. Благодаря этим работам безопасность мореплавания значительно повысилась – флотоводцы получили в свои руки научные способы проверять и корректировать показания компасов на новых железных судах.

Белавенец не только организовал работу обсерватории, но и постоянно совершенствовал методы. Он перевёл на русский язык современные британские руководства по определению девиации (работы Эванса и А. Смита) и читал публичные лекции о девиации компасов. В 1865 году И.П. Белавенец стал первым начальником Кронштадтской компасной обсерватории и оставался её руководителем до своей смерти в 1878-м. За заслуги в этой области он был награждён уникальным золотым компасом, украшенным 32 бриллиантами – в знак признания неоценимого вклада в науку о навигации. Под его руководством были разработаны методы вычисления различных составляющих девиации (полукруговой, четвертной, креновой и т.д.), способы компенсации локальных магнитных полей на кораблях, а также впервые в мире решена задача установки рабочего компаса на подводной лодке (в 1863 г.).

«Полосатая труба» и створы для поверки компасов

Самой известной практической инновацией Белавенца стала система створных ориентиров для определения девиации компаса на кронштадтском рейде. По его проекту ещё в начале 1860-х годов западную стенку Купеческой гавани Кронштадта выкрасили особыми яркими вертикальными полосами. Одновременно была задействована высокая дымовая труба Кронштадтского Пароходного (Морского) завода – её сделали главным дальним ориентиром. При наблюдении с борта корабля эти полосы на стенке, совмещаясь с трубой завода, позволяли штурманам получать истинные пеленги (направления) для определения девиации компаса. Иначе говоря, была создана своего рода «компасная шкала» прямо в порту: труба и размеченные делениями береговые сооружения образовали систему маяков-направлений, по которым можно сверять компасы.

Чуть позже эту систему усовершенствовали. Вместо простых полос на гранитных стенках гавани нанесли хорошо заметные цифры и отметки в градусах. Специальная карта под названием «Истинное направление трубы Морского завода для определения девиации компасов на кронштадтских рейдах»  была издана в конце XIX – начале XX века (1899 год). На ней схематично показаны все створы – линии, соединяющие заводскую трубу и определённые деления (отметки) на наружной облицовке стен гавани. Каждая цифра на стенке соответствовала известному истинному пеленгу – то есть углу относительно географического меридиана.

Схема взята с сайта www.etomesto.ru. План довольно большой с мелким шрифтом, поэтому помимо увеличения по клику, добавил инструмент в виде лупы.

Когда корабль маневрировал в рейде, штурман мог направить визир компаса на трубy завода так, чтобы она совпала с одной из таких цифр на берегу. Зная истинный пеленг этого створа (например, 275°), и сравнив его с компасным пеленгом по своему прибору, легко вычисляли величину девиации – разницу в градусах. Например, если труба завода наблюдается строго на отметку с числом 275, а компас при этом показывает 273,5°, значит, компас страдает отклонением +1,5° (недобор) и требует соответствующей поправки. Таким образом, разность между истинным и фактическим показанием компаса непосредственно давала поправку. Более того, система нескольких створов (веера направлений) позволяла определить девиацию точнее: на одном курсе судно могло последовательно взять несколько пеленгов на разные отметки, что усредняло результат и снижало погрешности.

Стоит отметить, что труба Морского завода в Кронштадте была специально подготовлена для этой роли. Чтобы отличить её от прочих заводских труб, её окрашивали светлыми горизонтальными полосами и оборудовали круговым балконом вокруг вершины. Яркие полосы делали трубу заметной издалека при любом освещении, а балкон служил дополнительным опознавательным признаком (и, вероятно, площадкой для обзора или обслуживания). Фактически эта промышленная труба стала важным навигационным знаком. Недаром современники шутливо говорили, что в Кронштадте всё служит нуждам кораблевождения – даже заводские трубы и крепостные стены.

Труба морского завода -1900-1910

«Компасная» труба Пароходного завода 1900-1910 г.г. Изображение с сайта pastvu.com

Отлаженная система проверки компасов вошла в повседневную практику морского флота. На всех военных судах перед выходом в океан обязательно замеряли девиацию главного компаса на кронштадтском рейде. Если обнаруживались недопустимые отклонения, корабль обязан был немедленно стать на якорь и сдать компас в специальную мастерскую для ремонта или перенастройки. Такую серьёзность диктовала сама жизнь: в условиях дальнего плавания и тем более боя, компас с большой девиацией мог привести к трагическим ошибкам в навигации. Благодаря же кронштадтским створам, русские моряки могли быть уверены, что их компасы показывают верно – после надлежащей калибровки.

Легенды и заблуждения

Интересно, что вокруг загадочной «полосатой трубы» и цифр на стенах гавани возникли со временем разные легенды. Непосвящённым наблюдателям назначение этих отметок было неочевидно, и рождались порой фантастические версии. Например, некоторые гражданские лица принимали гигантские номера на стенках за порядковые обозначения причалов, погонные метры, измеряющие длину стены или гидротехнические отметки уровня воды. Другие путали ориентир в виде трубы Морского завода с верхней точкой соседнего Морского собора. Более того, существовала байка, будто бы эта труба специально задумана, чтобы сбивать с толку компасы неприятельских кораблей, подступающих к крепости. В реальности же всё наоборот – она помогала исправлять ошибки приборов союзных судов. Таким образом, «истинное значение» таинственной трубы оказалось чисто прикладным, но от этого не менее выдающимся.

Развенчанию мифов помогали просветительские издания. Например в одном из послевоенных учебников 1942 года — «Морская лоция» [М.—Л.: Военмориздат, 1942] — нашлось подробное объяснение сути цифр на кронштадтских стенах. Специально упоминалось, что эти отметки – вовсе не случайные номера, а градуировка по азимутам на заводскую трубу. Немало и современных статей раскрывающих эту тему, но иногда мистицизм и теория заговора берут верх, и мы до сих пор можем услышать немало удивительных историй о «тайнах» цифр южной стенки.

Использование системы до 1930 года и в последующем

Основной период активного применения кронштадтского девиационного полигона пришёлся на конец XIX – начало XX века. Практически все корабли Балтийского флота, выходящие в океанские походы или на учения, проходили через процедуру проверки компасов на Кронштадтском рейде. Во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. многие корабли в последствии вошедшие во 2-ю Тихоокеанскую эскадру также калибровали компасы здесь перед дальним походом. В 1910-х годах, с развитием радио и появлением первых гирокомпасов, значение магнитного компаса несколько снизилось, но он оставался важнейшим резервным навигационным инструментом. До 1930 года система створов продолжала действовать без изменений, обеспечивая новые поколения советских кораблей проверенным методом определения девиации.

После революции 1917 г. и последовавших за ней перемен Кронштадт сохранил свою роль навигационного полигона. «Компасная» труба Морского завода продолжала стоять на своём месте. Кронштадт долгое время оставался закрытой военной базой, недоступной для посторонних. Однако военно-морской флот СССР по-прежнему использовал старую инфраструктуру: и в 1930-е, и после Великой Отечественной войны корабли Балтийского флота проходили настройку компасов на кронштадтском рейде. В послевоенные годы, с появлением более совершенных приборов и методов (электронных компенсаторов, лазерных гирокомпасов), значение оптических створов снизилось. Тем не менее девиационный полигон в Кронштадте существовал и действовал вплоть до конца XX века.

«Компасная» труба, современный вид. Фото 2010 года, левой трубы, которая поменьше, сейчас уже, но интересующая нас, существует до сих пор. Фото с сайта fleetphoto.ru.

Даже в 1970–80-х годах штурманы военных кораблей знали и использовали эти ориентиры. В мемуарах флотских офицеров упоминается, как при прохождении вдоль стенки гавани можно было наблюдать совмещение трубы с тем или иным номером и мгновенно сверить компас. Для надёжности верхушка той самой высокой трубы была дополнительно отмечена белым кольцом – чтобы её не спутать с другими заводскими дымовыми трубами. Таким образом, традиция, заложенная ещё при царе Александре II, пережила и две мировые войны, и смену эпох.

В наше время магнитный компас уже не является единственным навигационным прибором на корабле, но он по-прежнему устанавливается на всех судах в качестве резервного средства. А значит, и проблема девиации не утратила актуальности. В Кронштадте сегодня можно увидеть отреставрированные исторические цифры на прежних местах – они являются частью морского наследия. В рамках музея истории Кронштадта сохраняется память о компасной обсерватории и бесценном труде Белавенца. Однако истинное значение трубы – как символа упорства морской науки – продолжает жить. Ведь наследие кронштадтских штурманов мы используем до сих пор, каждый раз когда сверяем компас по известному береговому ориентиру. Точно так же, как это делали мореплаватели сто лет назад на рейде Кронштадта, убеждаясь перед выходом в море, что их компас указывает верный курс.

Использованные источники

  • Белавенец И.П. – биография, деятельность и публикации (Википедия) — ru.wikipedia.org

  • Материалы о создании компасной обсерватории в Кронштадте (Citywalls, 2013) — citywalls.ru

  • Пояснения о системе створов и девиации компасов (учебник «Морская лоция», 1942, цит. по LiveJournal)- karta-spb.livejournal.com

  • Полевой рассказ о практике измерения девиации (письмо В. Колодяжного, 2020) — otets-gennadiy.livejournal.com

  • Исторический блог о кронштадтских гаванях и цифрах на стенках (Yetlandia, 2019) — yetlandia.ru.

  • Статья музея истории Кронштадта о девиационном полигоне (2016) — visitkronshtadt.ru.