Культурная жизнь Кронштадта на рубеже XIX-XX веков
Кронштадт – исторический город-крепость, основанный Петром I в 1704 году на острове Котлин как главная база Балтийского флота. С самого начала своего существования город развивался не только как военно-морская крепость, но и как центр притяжения талантливых людей. По указу Петра I для заселения приглашались наиболее способные и достойные специалисты со всей России и из-за границы. Благодаря этому многонациональному и разноплановому населению, к началу XVIII века в Кронштадте заложились основы богатой культурной жизни города.
Театральная жизнь
Театральная культура в Кронштадте зародилась в тесной связи с военно-морским сословием. Уже в конце XVIII века с созданием Морского офицерского собрания (клуба) у офицеров флота появилось место для проведения досуга и культурных мероприятий. Открытое в марте 1786 года по инициативе главного командира порта адмирала С.К. Грейга, Морское собрание быстро стало центром культурной жизни города. В зимние месяцы, когда корабли находились в порту, офицеры организовывали любительские спектакли, балы и литературно-музыкальные вечера. Источники отмечают, что начиная с 1857 года зимой в зале Морского собрания регулярно устраивались публичные лекции и выступления, на которые «приезжали артисты». Это свидетельствует о том, что в Кронштадте уже в середине XIX века бывали гастроли профессиональных актеров и театральных трупп из столицы.
Со временем театральная жизнь охватывала и широкие слои населения. Если в начале XIX века спектакли носили камерный, клубный характер, то к концу века в городе стали появляться общедоступные представления. В летнее время популярностью пользовался летний театральный павильон Морского собрания, построенный в 1868 году в стиле русской избы, где давались спектакли и концерты для офицеров и их семей на свежем воздухе. Постепенно к театральным мероприятиям стали допускать и гражданское население, особенно после отмены крепостного права и роста просветительских тенденций. Известно, что в последние десятилетия дореволюционной эпохи в Кронштадте ставились любительские спектакли силами матросов и рабочих портового завода, нередко при участии офицеров-флотских режиссёров. Это способствовало формированию самодеятельных театральных кружков.
Первый городской театр в Кронштадте был открыт 22 января (4 февраля) 1861 года на Осокиной площади. Это было двухэтажное деревянное здание, спроектированное архитектором А. Н. Гартунгом и принадлежавшее коллежскому секретарю Василию Фёдоровичу Цехановичу . За десять лет своего существования театр стал центром культурной жизни города, несмотря на то, что зимой здание не отапливалось, и зрители не снимали верхнюю одежду во время представлений.
12 января (25 января) 1871 года здание театра сгорело. Через два года началось строительство нового театра по проекту архитектора Вильгельма Виндельбандта, автора знаменитой ограды Летнего сада. Новый театр, открывшийся в 1874 году, вмещал до 900 человек и отвечал всем требованиям театрального строительства того времени.
К сожалению, в ночь на 28 декабря (10 января) 1880 года театр вновь пострадал от пожара, в результате которого погибли восемь человек, и здание было полностью уничтожено. Остов сгоревшего театра долгое время стоял на площади, вызывая сожаление у горожан, и в конечном итоге был снесён.
Театр на Осокиной площади стал стартовой площадкой для многих талантливых артистов. В 1867 году в труппе Александры Матвеевны Читау-Огарёвой на сцене этого театра начал свою карьеру будущий заслуженный артист Императорских театров Константин Александрович Варламов.
После пожара 1880 года попытки восстановить театр предпринимались неоднократно. В 1909–1912 годах обсуждались различные проекты переустройства здания, включая создание гимназии, ремесленной школы или торговых рядов. Однако из-за финансовых трудностей и отсутствия единого мнения среди городских властей ни один из проектов не был реализован.
На месте сгоревшего театра в 1909 году было построено двухэтажное деревянное здание для кинематографа «Нью-Стар», которое стало временным центром культурной жизни города. Однако и оно просуществовало недолго и было снесено в 1936 году .
После революции 1917 года и последовавших событий (включая известное Кронштадтское восстание 1921 года) культурная жизнь временно пришла в упадок. Однако уже к концу 1920-х годов советская власть восстановила и развила театральные традиции на новом основании. В 1930 году в Кронштадте был официально создан Драматический театр Балтийского флота. Он разместился в здании бывшего Морского собрания, тем самым унаследовав историческую сцену города. С этого момента театральная жизнь получила институциональное оформление: спектакли стали регулярно ставиться профессиональной труппой, обслуживающей как военных моряков, так и гражданское население. Таким образом, к 1930 году в Кронштадте сложилась своя театральная сцена, опирающаяся на вековые традиции любительских спектаклей офицерского клуба и народных представлений.
Музыкальная культура
Музыкальная жизнь Кронштадта также тесно связана с военно-морской средой и постепенно обогащалась гражданскими инициативами. С первых лет существования крепости в гарнизоне звучали военные марши – на парадах и церемониях играл флотский оркестр. Ещё в петровские времена корабельные оркестры и духовые команды обеспечивали музыкальное сопровождение официальных мероприятий. Однако со временем музыка стала важной частью досуга и просвещения кронштадтцев.
В Морском офицерском собрании помимо театральных представлений регулярно устраивались музыкальные вечера. Балтийские моряки славились своими песнями: в дружеских пирушках, по свидетельствам современников, матросы пели народные песни, а офицеры – романсы. Во второй половине XIX века, особенно после Крымской войны, в Кронштадте распространилась мода на публичные концерты духовой музыки. В городском Летнем саду (Петровском парке) по воскресеньям играл военный оркестр, собирая горожан на бесплатные концерты. Такие выступления военных музыкантов стали важной частью городской культуры и способом сближения военных и гражданских слушателей.
Особую страницу в музыкальной истории Кронштадта составляет деятельность выдающегося русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. В юности он был офицером флота и значительная часть его морской службы прошла в Кронштадте. В 1862 году юный гардемарин Римский-Корсаков отплыл из Кронштадта в своё кругосветное плавание на клипере «Алмаз», взяв с собой партитуры первых музыкальных опытов. Вернувшись после трехлетнего плавания, он продолжил службу на берегу и был назначен инспектором морских оркестров России. Именно в Кронштадте Римский-Корсаков в 1870-е годы, совмещая военную службу с творчеством, окреп как композитор. Его присутствие в городе обогатило местную музыкальную среду: известно, что он общался с музыкантами флотского оркестра, давал советы и способствовал расширению репертуара. Местные меломаны помнили его выступления; по свидетельству современников, молодого композитора в Кронштадте приняли с энтузиазмом, и он стал одним из любимцев местной публики. Связь Римского-Корсакова с городом признаётся значимой: «Русский композитор, чья судьба была связана с нашим городом…», отмечалось на праздновании 170-летия со дня его рождения в Кронштадте.
Музыкальная культура Кронштадта развивалась и за счет других талантливых жителей. В конце XIX – начале XX века в городе действовали любительские хоровые кружки моряков, оркестры рабочих завода, пелись церковные хоры в соборах. Отец Иоанн Кронштадтский (св. праведный Иоанн) помимо духовной службы уделял внимание церковному пению, и при Андреевском соборе существовал известный хор. В 1913 году в городе был воздвигнут величественный Морской Никольский собор – помимо религиозного значения, он стал концертной площадкой органной и хоровой музыки, обладая великолепной акустикой (хотя архитектура не является нашим фокусом, отметим этот вклад в музыкальную среду).
После 1917 года, несмотря на политические потрясения, музыкальные традиции не прервались. В период Гражданской войны матросские ансамбли исполняли революционные песни, формируя новую музыкальную культуру. К концу 1920-х гг. в Кронштадте при клубах флота действовали оркестры и хоры Краснофлотцев. Созданный в 1930 году Театр Балтийского флота включал в свои спектакли значительные музыкальные элементы, продолжая сочетать драму и музыку, что было характерно для прежних любительских традиций. Таким образом, к 1930 году музыкальная культура Кронштадта представляла собой сплав военных и гражданских инициатив – от духовых оркестров и народной песни до академических исполнителей, связанных с именем Римского-Корсакова и его наследием.
Литературная и издательская деятельность
Литературная жизнь Кронштадта дореволюционного периода во многом определялась уникальным положением города как перекрестка морских путей и как гарнизона, где встречались люди со всей России. Это отразилось как на устном народном творчестве, так и на появлении профессиональных литераторов, связанных с городом. Еще в конце XVIII – начале XIX века в Кронштадте, благодаря большому притоку образованных офицеров, существовала традиция литературных чтений в офицерском собрании. Члены клуба обменивались книгами (которые были редкостью в ту эпоху) и обсуждали произведения морской тематики.
В первой половине XIX века Кронштадт дал материал для творчества одному из самых известных собирателей русского фольклора – Владимиру Ивановичу Далю. В 1820-е годы мичман В. Даль, впоследствии знаменитый лексикограф и автор «Толкового словаря», служил в Кронштадтском порту. По свидетельству биографов, хотя молодому офицеру казарменная жизнь казалась скучной, сам «Кронштадт становится неиссякаемым кладезем русского фольклора для пытливого ума начинающего писателя-лингвиста», ведь «тысячи нижних чинов со всех губерний… проходили через кронштадтские плацы и казармы, и каждый из них нёс в себе великую мудрость русского языка». Именно в Кронштадте Даль начал собирать народные песни, пословицы и рассказы моряков, что позже легло в основу его литературных трудов. Таким образом, город сыграл роль лаборатории для формирования Даля как писателя-этнографа.
Во второй половине XIX века в Кронштадте жили и творили несколько профессиональных литераторов. В их числе был Константин Михайлович Станюкович – морской офицер, который в 1860–1870-х годах проходил службу на Балтике. Станюкович известен как автор цикла морских рассказов и повестей, правдиво описывающих быт матросов и офицеров. Опыт службы в Кронштадте и плаваний из его гавани питал реалистические сюжеты Станюковича, сделавшегося одним из основателей жанра «морской прозы» в русской литературе. Еще один литератор, чья судьба связана с Кронштадтом, – Семён Яковлевич Надсон. Поэт-лирик 1880-х годов, Надсон несколько лет служил офицером в 148-м Каспийском пехотном полку, расквартированном в Кронштадте. Несмотря на тяготы гарнизонной службы, здесь он продолжал писать стихи, пронизанные настроениями скорби и сострадания. Память о Надсоне сохранилась в топонимике: один из переулков города в 1918 году был назван его именем в честь того, что биография поэта тесно связана с Кронштадтом.
Отдельно следует отметить Лидию Койдула (Лидию Яннсен) – классика эстонской литературы. Выйдя замуж за военного врача русского флота, Койдула с 1873 по 1886 год жила в Кронштадте. На чужбине, вдали от родной Эстонии, она не прекращала литературной деятельности: в кронштадтский период в её поэзии преобладали элегические мотивы, любовная лирика, тщательная работа над формой стиха. Лидия Койдула создала в Кронштадте ряд значительных стихотворений и драматических произведений, заочно участвуя в национальном пробуждении прибалтийских народов. Она скончалась в Кронштадте в 1886 году и была здесь похоронена. Память о ней увековечена мемориальной доской на доме, где она жила, что свидетельствует о признании ее роли в культурной истории города.
Многие из литературных деятелей внесли вклад не только в литературу, но и в локальную издательскую деятельность. В городе издавались газеты и журналы для моряков. В конце XIX века при содействии офицеров-просветителей начала выходить газета «Кронштадтский вестник» (исторический предшественник современной одноименной газеты). Также существовали печатные издания военно-морского ведомства, выпускавшиеся типографией порта, которые содержали материалы по навигации, науке и общественной жизни флота. Во время революционных событий 1917 года кронштадтские матросы издавали собственные листовки и газету Совета, а в период восстания 1921 г. издавались «Известия» революционного комитета – всё это говорит о развитии издательской активности в городе, особенно в моменты повышенной общественной роли моряков.
Таким образом, литературно-издательская деятельность в Кронштадте отличалась двояким характером. С одной стороны, город вдохновлял писателей и поэтов, подарив России яркие имена. С другой – здесь велась практическая просветительская работа через газеты, библиотеки и кружки, распространявшие знания и литературу среди моряков и горожан. К 1930 году Кронштадт имел свою литературную традицию и активную прессу, обслуживавшую как военные, так и гражданские информационные потребности.
Образование и просветительство
Система образования и просветительские учреждения Кронштадта развивались с учетом специфики города как военно-морской базы. Уже в 1733 году здесь было открыто первое в России военно-морское медицинское учебное заведение – госпитальная лекарская школа при морском госпитале. Это положило начало традиции профессионального образования в городе. Впоследствии в течение XVIII–XIX вв. в Кронштадте возникали и другие специальные школы для нужд флота: школы штурманов, артиллеристов, минёров (торпедистов) и водолазов. Так, в конце XIX века в городе действовали Минный офицерский класс и электротехническая лаборатория, где преподавал знаменитый физик Александр С. Попов – изобретатель радио. Именно в Кронштадте в 1890-е годы А. Попов провел свои опыты по беспроводной передаче сигналов, кульминацией которых стала демонстрация радио в 1895–1896 гг. Такой научно-образовательный прорыв стал гордостью кронштадтского просветительства.
Помимо узкоспециализированных школ флота, со временем развивалось и гражданское образование. В 1850-е годы в городе была учреждена Кронштадтская мужская классическая гимназия – среднее учебное заведение для детей офицеров и чиновников, впоследствии открывшее двери и для разночинцев. Гимназия славилась высоким качеством преподавания: её директор Н.А. Козеко в 1860–1870-х годах много сделал для укрепления дисциплины и улучшения материальной базы. Воспитанием учеников гимназии занимался и легендарный протоиерей Иоанн Кронштадтский, много лет преподававший там Закон Божий. Его духовное влияние обеспечило особый нравственный климат гимназии. Выпускниками этого учебного заведения стали многие образованные люди, среди которых – будущий известный композитор и музыковед Борис В. Асафьев. Он учился в гимназии в начале XX века и позже вспоминал, что прощался с Кронштадтом весной 1903 года «не без грусти», навсегда сохранив в памяти образы города: «морские прогулки за дальний маяк, посещения военных кораблей, встречи французов, музы в Петровском парке… характерные образы моряков, незабываемый облик Макарова, пестрое население, Кронштадт Иоанна Кронштадтского…». Эти воспоминания показывают, что образование в Кронштадте не ограничивалось учебниками – весь город служил «классом под открытым небом», где учащиеся впитывали историю и культуру.
Для обучения детей нижних чинов и городских мещан в XIX веке были открыты начальные училища и приходские школы. С течением времени возникли и женские учебные заведения: женская прогимназия, епархиальное училище – они давали образование дочерям моряков. В начале XX века, в эпоху подъёма общественного просвещения, в Кронштадте действовали народные школы грамотности, воскресные школы для взрослых и вечерние курсы для рабочих, организуемые прогрессивными офицерами и учителями.
Важнейшую роль в просветительской жизни города играли библиотеки и клубы. Первая библиотека возникла при Морском собрании во второй половине XVIII века как собрание книг для офицеров. К середине XIX века эта Морская библиотека настолько расширилась, что для неё вместе с клубом было перестроено отдельное здание (офицерский флигель) в 1858 году. Фонд библиотеки постоянно пополнялся морской литературой, научными трудами и произведениями классиков. В 1858 году, после переезда в новое помещение, библиотека стала доступна не только членам собрания, но и другим образованным слоям общества Кронштадта. Можно считать, что Морская библиотека выполняла функции первой публичной библиотеки города. Впоследствии, в начале XX века, на её основе сформировалась Кронштадтская общественная библиотека, открытая для всех желающих. Прослеживается непрерывность: современная Центральная районная библиотека ведет свою историю от той самой Морской библиотеки офицерского собрания. Таким образом, военно-морское сословие дало городу основу библиотечного дела, которая затем перешла в разряд общественного достояния.
Клубная жизнь в Кронштадте XIX – начала XX века была представлена как упомянутым Морским (офицерским) собранием, так и другими очагами. В 1870–1880-х годах возникли рабочие кружки при судовом заводе, где рабочие и матросы совместно обсуждали книги, читали вслух и самообразовывались. После революции, в 1920-е годы, для разных групп населения были организованы новые клубы: Дом офицеров флота (наследник дореволюционного собрания) и Матросский клуб для рядовых моряков и рабочих порта. Эти учреждения проводили лекции, кружковые занятия, художественную самодеятельность. По воспоминаниям современников, Дом офицеров и Матросский клуб ежегодно собирали тысячи военнослужащих и жителей на различные мероприятия – от политических просветительных лекций до концертов и выставок. Такая массовость свидетельствует о высокой роли просветительских учреждений в жизни города.
Можно констатировать, что к 1930 году в Кронштадте сформировалась разветвлённая система образования – от начальных школ до специализированных морских классов – и сложилась традиция просветительства через библиотеки и клубы. Город, некогда закрытый и чисто военный, стал местом, где знания и культура распространялись среди всех слоев населения. Это стало возможным во многом благодаря инициативам военных и поддержке гражданского общества, ценившего образование.
Роль флота и военных в культурной жизни города
Военно-морской флот и гарнизон Кронштадта на протяжении всей истории были не только защитниками Отечества, но и главными двигателями культурного развития города. Практически все рассматриваемые аспекты – театр, музыка, литература, образование – так или иначе получили развитие благодаря активности моряков, офицеров и военных инженеров. Роль флота в культуре Кронштадта была определяющей и многообразной.
Прежде всего, флотское командование и офицерство выступали инициаторами создания ключевых институтов культуры. Именно офицеры Балтийского флота учредили первый клуб (Морское собрание) в 1786 году с одобрения императрицы. Этот офицерский клуб на 225 лет вперёд стал сердцем культурно-просветительной жизни Кронштадта. В его залах проводились «все самые значимые культурно-просветительные мероприятия» города – от балов и спектаклей до научных лекций и благотворительных акций. Моряки-флагманы, такие как адмирал С.К. Грейг, видели в подобном просвещении средство борьбы с праздностью и моральным разложением в среде офицеров. Предоставляя офицерам возможности культурного досуга, флот одновременно задавал тон всей городской культуре.
Во-вторых, флот обеспечивал Кронштадт притоком образованных и талантливых людей. Офицеры флота традиционно имели хорошее образование и широко интересовались наукой и искусством. Например, адмирал Фёдор П. Литке, служивший в Кронштадте, был известным географом; адмирал С.О. Макаров, возглавлявший базу в конце XIX века, прославился как учёный-кораблестроитель и популяризатор знаний. «Незабываемый облик Макарова» остался в памяти юного Б. Асафьева как символ целой эпохи. Офицеры привозили с дальних плаваний не только военный опыт, но и культурные впечатления, книги, зарубежную музыку. Они же часто приглашали в город знаменитостей из столицы. Так, благодаря покровительству военных, в Кронштадте бывали выдающиеся артисты, музыканты и ученые. Известен случай, когда в 1866 году в Морском собрании давали банкет для прибывших американских морских офицеров – событие сопровождалось концертами и речами. В 1891 году встреча французской эскадры под командованием адмирала Жерве вылилась в большой культурный праздник, символизировавший дружбу народов. Эти международные контакты, организованные военными, обогащали культурный кругозор кронштадтцев.
Флотское начальство также вкладывало ресурсы в культуру. По указанию великого князя Константина (генерал-адмирала) были выделены значительные средства (120 тыс. руб.) на перестройку здания для Морского собрания и библиотеки в 1856–1858 гг.. Кроме того, с 1881 года императорским указом выделялась ежегодная субсидия в 2000 рублей на проведение зимних офицерских «вечеров наук и искусств» – фактически на поддержание публичных лекций и концертов. Это прямое финансирование культуры из военно-морского бюджета, подчёркивающее понимание значимости просвещения личного состава. Аналогично, уже в советское время, командование Краснознамённого Балтийского флота курировало деятельность Домов офицеров и матросских клубов, обеспечивая их помещениями и средствами. Таким образом, военные власти выступали как меценаты и администраторы культуры.
Не менее важно и участие рядовых моряков и солдат в культурной жизни. Кронштадтский гарнизон, состоявший из тысяч матросов со всех уголков империи, сам по себе привносил богатство фольклора, языков и обычаев. Народное творчество – песни, сказания, пословицы – через солдатский быт проникало в общегородскую культуру. В праздничные дни моряки устраивали народные гулянья, игрища, пение хором, тем самым сохраняли живую связь с народной традицией. Позднее многие отставные матросы оседали в Кронштадте, привнося элементы крестьянской культуры в городскую среду. Все это формировало уникальный колорит кронштадтской жизни, отмеченный, например, Далем при сборе фольклора.
Следует подчеркнуть, что культурная жизнь Кронштадта всегда развивалась как синтез военного и гражданского начал. Городское общество – семьи офицеров, инженеры, учителя, купечество – активно включалось в инициативы, исходившие от флота. Так, благотворительные концерты и спектакли, проводимые офицерством, посещали и горожане, средства от них шли на нужды школ, больниц, приютов. Жены офицеров создавали кружки рукоделия и музыки для девочек из семей нижних чинов. Взаимопроникновение культур флота и гражданства достигло апогея к началу XX века, когда, по отзывам, «Кронштадт представлял собой единый музей», где каждая часть общества вносила вклад в общее наследие.
В целом, к 1930 году роль флота и военных в культуре Кронштадта определялась их функцией вдохновителя, организатора и носителя культурных ценностей. Без преувеличения можно сказать, что «старейший очаг культуры отечественного флота» – так называют Дом офицеров Кронштадта – служил образцом для других гарнизонов России. Военные несли просвещение не только своим сослуживцам, но и всему городу, создавая уникальную атмосферу, где морская служба и высокая культура стали неотделимы.
Заключение
Культурная жизнь Кронштадта с основания города в 1704 году и до начала 30-х годов прошлого века прошла путь от скромных начинаний в форпосте Империи до развитой системы учреждений и традиций, вписанных в общероссийский контекст. На протяжении XVIII–XIX веков в городе формировались основные направления культуры: зародились театральные представления в офицерском клубе и городском театре, сложилась богатая музыкальная среда (от военных оркестров до участия в ней выдающихся композиторов), появилась своя литературная школа (как в виде собранного фольклора, так и в лицах писателей, связанных с городом), выросла сеть образовательных и просветительских учреждений (школ, гимназий, библиотек, клубов). Кульминацией этого развития стало учреждение в 1930 году профессионального Балтийского флотского театра и превращение старых морских собраний в советские дома культуры, что символизировало преемственность дореволюционных традиций на новом этапе.
Особенность кронштадтской культуры – ее военный оттенок – стала ее же преимуществом. Флот и военное сообщество города не противопоставляли себя остальному населению, а напротив, вели за собой общество в области просвещения и искусства. Кронштадт был уникален тем, что в нём «все самые значимые культурно-просветительные мероприятия» исторически проводились при содействии флота. Военная и гражданская культуры переплетались, обогащая друг друга. Если архитектура Кронштадта выражала мощь и красоту имперского форпоста, то повседневная культурная жизнь выражала душу этого особого города – дисциплинированную, просвещенную и в то же время открытую новым идеям.
Таким образом, к началу 1930-х годов Кронштадт имел богатое культурное наследие, сложившееся за более чем две столетия. Это наследие включало и материальные воплощения (театры, библиотеки, школы), и нематериальные ценности – традиции совместных праздников, гастролей, любительского творчества, уважения к знаниям. Многие выдающиеся личности – от адмиралов-просветителей до поэтов и композиторов – оставили здесь свой след, и их имена вписаны в историю города. Культурная жизнь Кронштадта стала неотъемлемой частью его облика, дополняя славу морской крепости славой города высоких духом людей. Опыт Кронштадта показывает, как даже небольшой удаленный гарнизонный город может превратиться в значимый культурный центр благодаря усилиям его обитателей и уделяемому ими вниманию к просвещению и искусству.
Источники:
-
История создания Морского офицерского собрания и его роль в жизни Кронштадта morskoesobranie.ru.
-
Сведения о культурно-просветительных функциях Морского собрания (лекции, приезд артистов) sterh1973.livejournal.com.
-
Факты о театральной жизни и создании Театра Балтийского флота sterh1973.livejournal.com.
-
Участие Н.А. Римского-Корсакова в жизни Кронштадта и его служба в городе kronvestnik.ru.
-
Перечень известных деятелей культуры, связанных с Кронштадтом (Короленко, Римский-Корсаков, Даль, Станюкович, Надсон, Койдула) visitkronshtadt.ru.
-
Описание впечатлений В.И. Даля о кронштадтском фольклоре и языке матросов kronvestnik.ru.
-
Биографические данные о С.Я. Надсоне в Кронштадте kronvestnik.ru.
-
Биография Л. Койдулы: годы жизни в Кронштадте и творчество в этот период ru.wikipedia.org.
-
Исторические обзоры просветительских учреждений: гимназия, роль Иоанна Кронштадтского, воспоминания Б. Асафьева xn--80aiqmelqc4c.xn--p1ai.
-
Письменные свидетельства о 225-летней непрерывности культурной работы Домов офицеров флота kronvestnik.ru.