Матросы Балтийского флота в Кронштадте: повседневность и служба в начале XX века

Эскадренный броненосец «Полтава» в доке Кронштадта, май 1900 года. Фото из газеты “Кронштадтский вестник”

В конце XIX – начале XX века Балтийский флот Российской империи располагал множеством современных по тем временам кораблей. Основу составляли броненосцы и крейсеры, построенные в 1880–1890-х годах. Например, в Кронштадте базировался эскадренный броненосец «Полтава» (спущен на воду в 1894 г.), входивший в одноимённую серию кораблей Балтийского флота. Осенью 1900 года «Полтава» отправилась на Дальний Восток для участия в подавлении Боксёрского восстания и впоследствии сражалась в Русско-японской войне. Другой известный корабль того периода – крейсер «Аврора», спущенный на воду в 1900 г., – также стоял в Кронштадте между дальними плаваниями. Помимо них, в портовой акватории можно было увидеть броненосцы береговой обороны («Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и др.), минные крейсера и множество миноносцев и канонерских лодок, обеспечивавших оборону столицы со стороны Финского залива. Многие корабли проходили ремонт и модернизацию на Кронштадтском пароходном заводе и в знаменитых сухих доках острова Котлин. К 1910-м годам флот пополнился новыми дредноутами («Севастополь», «Гангут» и др.), однако их служба уже пришлась на годы Первой мировой войны.

Кронштадт являлся главной базой Балтийского флота, поэтому здесь постоянно находились десятки военных судов – от больших линейных кораблей до учебных и вспомогательных. Как вспоминали сами моряки, при подходе к острову Котлин издали виднелись «многочисленные мачты разоружённых военных и коммерческих судов». Город-крепость служил не только местом стоянки кораблей, но и крупным учебным центром: в Кронштадте действовали специальные школы – Минный офицерский класс, Минная и Артиллерийская школы для подготовки младших специалистов, Водолазная школа и другие «факультеты матросского университета». Эти учебные подразделения готовили квалифицированные кадры для флота – минёров, артиллеристов, машинистов, сигнальщиков. Выпускники школ распределялись по корабельным экипажам, пополняя команды новыми умелыми матросами.

Повседневная служба и быт матросов

На флоте конца XIX века матросы жили по распорядку, схожему с армейским, но имели и свой особый морской уклад. Срок действительной службы для новобранцев Балтийского флота тогда составлял 7 лет (после 1906 г. сокращён до 5 лет). Новобранец, только прибывший на флот, начинал службу в звании юнги или молодого матроса. Далее он мог получить звание матроса 2-й статьи (или ученика). На флоте существовало две параллельные системы званий для нижних чинов: одна относилась к строевому составу (строевые матросы, рулевые, сигнальщики, водолазы и др.), другая — к специалистам, проходившим обучение в специальных технических школах.

Кронштадт, Балтийский флотский экипаж

Балтийский флотский экипаж, ныне ул. Флотская

Через восемь месяцев службы строевой матрос 2-й статьи получал звание матроса 1-й статьи. У специалистов аналогичным шагом становилось звание специалиста 2-й статьи, которое также приравнивалось к матросу 1-й статьи строевого состава. В дальнейшем матрос-специалист мог продвинуться до званий специалиста 1-й статьи и старшего специалиста — эти ступени не имели прямых аналогов среди строевых. Получить первое унтер-офицерское звание можно было либо по итогам годичной службы в звании матроса 1-й статьи при положительной аттестации командования, либо по окончании специальных классов. Дальнейшее продвижение шло по следующей лестнице: квартирмейстер (или унтер-офицер 2-й статьи), затем боцманмат (унтер-офицер 1-й статьи) и, наконец, боцман — по итогам аттестации. Наиболее способные и опытные матросы, остававшиеся на сверхсрочную службу и успешно сдавшие экзамен, могли быть произведены в старшие боцманы (или кондукторы — у специалистов). Звание квартирмейстера соответствовало младшему унтер-офицеру в армии и просуществовало на флоте до начала XX века.  Однако для большинства рядовых моряков карьера ограничивалась званием матроса 1-й статьи – основного «рабочего винтика» корабельного организма.

Каждый день матроса был расписан по часам. Утро на борту начиналось рано – подъём, уборка палуб и помещений, построение на развод. Завтрак подавали примерно в 7 часов утра. По указу ещё Екатерины II во флоте был введён чёткий порядок приёма пищи: завтрак с 7:00 до 7:30, обед в полдень и ужин около 19:00. Питание матросов было простым, но относительно сытным и горячим. Основу рациона составляли щи или борщ, каши, солонина (солёное мясо) и сухари. Например, популярным блюдом был «флотский борщ» – наваристый, но приготовленный из далеко не отборных продуктов. Бульон зачастую варили из жилистых говяжьих обрезков, а кусочки мяса перемалывали и смешивали с макаронами. На второе могли подать густую кашу (гречневую, гороховую) или лапшу. На ужин – опять-таки каша или похлёбка. Хлеб в походах чаще выдавался в виде сушёных сухарей длительного хранения. Сохранилось правило: матросам полагалось 28 чарок водки в месяц – около 3,5 литров, то есть примерно по 120 граммов в день. До введения «сухого закона» в 1914 году ежедневная порция спиртного считалась привычной нормой службы. Кроме того, в паёк входили чай и сахар: чайпитие было важной частью флотского быта. Горячий чай из большого самовара вечером скрашивал жизнь команды после трудового дня.

Приём пищи на корабле представлял отдельный ритуал. Матросы Русского императорского флота в начале XX века питались непосредственно на борту, чаще всего — в артелях и на палубе, а также — на крупных кораблях — в кают-компании, но с явным разграничением по чинам. На небольших кораблях у рядовых матросов не было персональных столов и стульев – обедали, как правило, прямо на палубе. На определённом участке палубы расстилали брезент вместо скатерти, ставили медный котёл с варёным кушаньем и раскладывали сухари. Несколько человек (обычно 6–7 матросов) образовывали «артель» – они вместе ели из одного котелка, используя деревянные ложки. Блюдо чаще всего было одно на всех, без смены тарелок. Матросы садились кружком и ели по очереди из общего котла. Такой совместный трапезный уклад сплачивал моряков, хотя с санитарной точки зрения был далёк от идеала. Неудивительно, что матросы почти всегда ощущали себя голодными и не прочь были получить добавку. Начальство закрывало глаза на попытки моряков разнообразить рацион за свой счёт. Во время стоянок в порту поощрялось приобретение свежих продуктов на берегу – многие приносили на корабль овощи, яйца, иногда даже свежую рыбу или мясо, чтобы улучшить вкусовые качества корабельной кухни. В дальних плаваниях же моряки научились добывать пропитание прямо в море – издавна было известно, что акулье мясо съедобно, а суп из плавников считается деликатесом. Таким образом, смекалка помогала морякам не оставаться голодными там, где не хватало официального провианта.

Бытовые условия на кораблях и в береговых казармах были спартанскими. Спали матросы обычно в кубриках – тесных помещениях нижней палубы – либо в бараках на берегу, если команда жила на казарменном положении. Спальные места представляли собой либо койки (двухъярусные нары или кровати), либо подвесные гамаки, которые утром убирались. В кубрике часто бывало душно и тесно, особенно в долгих походах. Тем не менее порядок поддерживался строгий: каждое утро – обязательная приборка, вычистка медных частей и палуб, проветривание помещений. Флотская пословица гласила: «корабль – дом матроса», и моряки старались содержать этот дом в чистоте. Командиры следили, чтобы матросы были опрятны, регулярно стирали форму (правда, зачастую сами же матросы и штопали, и подшивали своё обмундирование в свободное время). Свободные часы между вахтами и работами матрос мог потратить по своему усмотрению: кто-то читал или писал письма домой, другие латали одежду, чистили обувь, некоторые занимались мелким рукоделием. В воспоминаниях очевидцев упоминается, как вечерами в казарме «матросы кучками сидели на койках, вели разговоры, шутили, смеялись. Выпивали, пели. Играли на гармониях и струнных инструментах». Таким нехитрым досугом моряки скрашивали однообразные будни службы.

Выдача спиртового довольствия матросам на борту крейсера «Россия».

Выдача спиртового довольствия матросам на борту крейсера «Россия». Фото из википедии.

Служба матроса включала не только бытовые аспекты, но и тяжёлый физический труд и учёбу. Большую часть дня занимали корабельные работы и учебные занятия: уборка палуб и трюмов, чистка орудий и винтов, погрузка припасов, несение караульных вахт. Регулярно проводились учения по боевой тревоге – по сигналу «Свистать всех наверх!» команда должна была мгновенно занять боевые посты. Матросов обучали морскому делу: сигнальщики часами тренировались семафорить флажками, артиллеристы – собирать и разбирать затворы орудий, заряжать учебные снаряды, минёры осваивали устройство мин и торпед. В хорошую погоду практические занятия проходили даже на берегу: например, учебно-минный отряд летом разбивал палаточный лагерь на одном из островов Финского залива, где новобранцы учились ставить мины и разводить полевые радиостанции. Словом, матрос постоянно находился в процессе обучения и труда – «учебные занятия, учения моряков по установке мин, спуску шлюпок, тушению пожаров, учебным стрельбам, несению вахт… рассказывают о самом разнообразном досуге и быте моряков», отмечают историки. К концу дня команда выматывалась настолько, что свободное время перед отбоем многие просто спали или отдыхали без сил. Недаром говорили: «Флотская служба знатна и хороша, но насупротив того столь же вредна и опасна» – то есть тяжела для здоровья.

Тяготы службы и дисциплина

Военно-морская служба традиционно считалась одной из самых трудных. Балтийские матросы терпели все невзгоды морской жизни: длительные штормовые плавания, холод и сырость Балтики, опасность военных кампаний (многим довелось пройти через сражения Русско-японской войны 1904–1905 гг. и Первой мировой). Кроме физических тягот, тяжелым испытанием были разлука с родными на долгие годы и суровая дисциплина на корабле. Флотский устав требовал беспрекословного подчинения младших чинов старшим, соблюдения субординации и множества ритуалов. Ежедневно проводились многократные поверки, разводы, смотры внешнего вида. Матрос должен был неизменно быть в опрятной форме, выбрит, коротко острижен, обращаться к начальникам только в установленной форме («так точно», «никак нет»), отдавать воинское приветствие (“честь”) при встрече с офицерами. За малейшую провинность следовало взыскание. В императорском флоте сохранялись некоторые строгие наказания, доставшиеся в наследство от парусной эпохи. Вплоть до конца XIX века практиковались телесные наказания: к примеру, «купание с рея» – привязанный к рей матрос сбрасывался с высоты в море и проделывал так несколько раз подряд в наказание за проступок. Ещё более жестокой разновидностью было «сухое купание», когда провинившегося бросали с рей без падения в воду – от резкого рывка нередко случались вывихи рук. Также в ходу в старое время были розги, «шпицрутен» (прогон сквозь строй с палочными ударами) и кандалы на гауптвахте. Однако к началу XX века многое изменилось: власть постепенно смягчала самые варварские методы. В 1904 году вышел указ, окончательно отменивший телесные наказания в армии и на флоте. С этого момента матросов уже не пороли и не подвешивали, как раньше – дисциплина поддерживалась штрафами, арестом на гауптвахте («губа»), понижением в звании или удлинением срока службы для провинившихся. Тем не менее, порядок оставался жёстким.

Парадный строй на Николаевском проспекте. Фото с сайта Музея истории Кронштадта

На кораблях существовало понятие «штрафной» или «карцер» – небольшое помещение, куда запирали нарушителей дисциплины на срок от нескольких дней до пары недель. За грубые нарушения могли заковать в ручные кандалы и содержать на хлебе и воде. Командиры некоторых кораблей славились особой требовательностью и даже деспотичностью. К примеру, контр-адмирал Роберт Вирен, бывший начальник Кронштадтского порта в 1910-х годах, прозван матросами «душителем свободы» за чрезмерно строгие порядки. Вирен ужесточал режим до предела: любые собрания матросов пресекались, увольнения ограничивались, на малейшее неповиновение следовала кара. В конечном итоге подобное обращение вызвало среди моряков сильную ненависть. Не случайно в ходе Февральской революции 1917 года взбунтовавшиеся балтийцы одним из первых жертв свели счёты именно с Виреном – он был убит матросами на Якорной площади Кронштадта. Этот трагический эпизод стал кульминацией накопившейся годами ярости нижних чинов против невыносимой палочной дисциплины старого режима.

В мирное время, конечно, до открытых бунтов дело не доходило, но «скрытое напряжение» всегда тлело на флоте. Моряки часто ощущали несправедливость: офицерский состав жил куда привольнее – имел отдельный камбуз, просторные каюты, адмиральские дачи на берегу. Матросам же приходилось мириться с теснотой кубрика и скудным довольствием. Неудивительно, что на флоте сформировался особый братский дух – «товарищество боевых братишек», где свои поддерживали своих. Балтийские матросы начала XX века стали известны своенравным характером и вольнолюбивыми взглядами. Они первыми подхватывали слухи о переменах в обществе и часто симпатизировали радикальным идеям. Уже во время первой русской революции 1905 года кронштадтские экипажи не раз проявляли бунтарский нрав. А после начала мировой войны долгие месяцы бездействия (линейные корабли стояли в базе, практически не участвуя в боях) лишь накаляли обстановку: «экипажи линкоров изнывали от безделья, офицеры закручивали гайки – ситуация накалялась». Всё это создавало тяжёлый моральный климат, но сплачивало матросов между собой против общей беды. Так рождалась знаменитая солидарность балтийцев, впоследствии названных Львом Троцким «красой и гордостью русской революции».

Отпуска и увольнения матросов

Долгая непрерывная служба означала, что увидеть родных матрос мог очень не скоро. Обычный срочник проводил на флоте все 7 лет, практически не покидая часть. Тем не менее, существовала система краткосрочных отпусков – так называемых «побывок», когда моряка на некоторое время отпускали домой. Как правило, побывку можно было заслужить примерной службой либо получить по уважительным обстоятельствам (например, семейным). Документы свидетельствуют, что в мирное время отпуска матросам давались нечасто, но всё же были: обычно раз в несколько лет нескольким человекам из экипажа разрешали съездить на родину на 2–4 недели. Такой отпуск начинался с долгожданного приказа: фамилия счастливчика объявлялась по команде, после чего ему выдавали отпускное свидетельство и немного денег на дорогу. Матрос надевал лучший мундир и отправлялся поездом к своему далёкому селению. Многие кронштадтские моряки родом были из деревень или с заводов внутренней России, поэтому дорога домой занимала несколько дней. Зато уж дома матроса встречали как героя: гордо показывал он родным свою бескозырку с ленточкой, рассказывая о службе на заморских морях. Однако время пролетало быстро, и нужно было вовремя вернуться в часть. Просрочка возвращения грозила уже стать дезертирством. Поэтому матросы строго следили за сроками и, как бы ни тянуло остаться с семьёй подольше, дисциплинированно являлись назад к указанной дате.

Фото из группы Музея истории Кронштадта

В военные и революционные годы ситуация с отпускниками складывалась особая. Так, зимой 1920 года, после окончания Гражданской войны, тысячи балтийских матросов, долго не бывавших дома, наконец смогли разъехаться к семьям – «впервые за долгие месяцы получили возможность приехать на побывку к своим семьям». Это массовое возвращение, по информации из многих источников последних лет, вызвало неожиданные политические последствия: моряки увидели разруху и голод военных лет, услышали от родственников о злоупотреблениях новой власти – всё это усилило недовольство, вылившееся затем в Кронштадтское восстание 1921 года. Таким образом, даже такая мирная вещь, как отпуск, сыграла роль в исторических событиях. Но в обычные, не кризисные периоды отпуск для матроса был прежде всего коротким мигом радости в суровой службе. После возвращения с побывки моряки привозили родным небольшие подарки – кто японский фарфор (те, кто побывал на Дальнем Востоке), кто финское сукно или балтийские сувениры. А в кубриках потом еще долго гуляла кружка с домашним самогоном или пироги от матушки, которыми удачливый отпускник делился с товарищами.

Помимо длительных побывок, были и ежедневные увольнительные на берег. Когда корабль стоял в порту или матрос находился при береговой казарме, ему могли дать увольнение после обеда до вечера. В Кронштадте, по словам современников, каждый, кто был свободен от вахты, непременно уходил гулять в город. Достаточно было лишь поставить в известность вахтенного начальника – и матрос отправлялся на несколько часов «на берег». Такие увольнения были очень любимы нижними чинами, и командование обычно шло навстречу, особенно по праздникам и выходным.

Матросы в жизни города Кронштадта

Кронштадт конца XIX – начала XX века был уникальным городом, практически целиком связанным с флотом. Современники отмечали, что это «убийственно однообразная казарма» и одновременно «культурный центр» флота. Население острова Котлин состояло в значительной части из военных моряков и членов их семей. Поэтому городские будни и праздники неразрывно переплетались с матросским бытом. В увольнительные часы матросы заполняли улицы Кронштадта – особенно центральные. Город не отличался шумом столиц, был «маленьким, простым, светленьким», как отмечал матрос Николай Савватеев в 1898 году, и потому моряки чувствовали себя там как дома. Они ходили группами по основным улицам – Павловской, Господской, Екатерининской, Посадской – порой навещали и район Козьего болота (местный рынок), где некоторые матросы даже торговали мелочами В праздничные дни весь город буквально наводнялся форменными черными бушлатами и бескозырками с ленточками: «улицы были наводнены матросами» – вспоминали очевидцы. Молодые моряки держались развязно: шли обнявшись, громко пели песни, веселились. Городовые-полицейские смотрели на это сквозь пальцы – «стоящие на посту городовые не унимали их», то есть не вмешивались без нужды. В отличие от столичного Петербурга, где солдат за малейшую вольность могли арестовать, Кронштадт славился сравнительной свободой нравов для матросов. Они даже офицерам своим козыряли кое-как, не вытягиваясь в струнку, что было немыслимо на берегу в армии.

1928. Моряки линкора Октябрьская революция.

1928. Моряки линкора Октябрьская революция. Кронштадт. Фото с сайта humus.livejournal.com

Основными развлечениями моряков на берегу были простые народные радости: таверны (кабаки), трактиры с дешёвой выпивкой, чайные. Матросы получали жалование небольшое, поэтому позволить могли немного – кружку пива или стопку водки, тарелку горячих щей в трактире. Тем не менее в дни праздников они гуляли на полную. Многие складывались коллективно и нанимали извозчика – прокатиться тройкой лихих лошадей по главной улице считалось шиком. В воспоминаниях упоминается, как моряки пьяными компаниями разъезжали по Кронштадту на пролётках, распевая «Эх, ямщик, гони-ка к Якорной!» и другие шуточные песни. Часто моряки заводили знакомства с местными девушками на гуляниях. Кронштадтские барышни, особенно служившие горничными и работницами лавок, благосклонно относились к строевым красавцам в морской форме. Завязывались романы, иногда приводившие и к свадьбам – нередки случаи, когда матрос, отслужив, оставался жить в Кронштадте, обзаведясь семьёй.

Однако бывали и тёмные стороны досуга. Избыточное употребление спиртного приводило к дебошам и стычкам. Особенно известна драка на Пасху 1902 года, когда пьяные матросы сцепились с солдатами местного гарнизона прямо на улице. Началась массовая кулачная бойня, перераставшая в погром; было много раненых и даже убитые Утихомирить буйство смог лишь прибывший лично легендарный адмирал С.О. Макаров – его авторитет охладил пыл драчунов. В целом же, подобные эксцессы случались нечасто, но городская полиция всё равно побаивалась шумных компаний моряков. Матросы даже забавлялись своеобразной игрой с городовыми: нарочно шумели и дразнили их, убегая при попытке задержания. Один такой случай описывает дневник: стайка матросов шла по улице, громко напевая; на окрик полицейского они не отреагировали, тогда тот подбежал и потребовал замолчать – в ответ раздалось: «Отойди, китайская свинья!». Оскорблённый городовой затрубил в свисток, зовя подкрепление, но моряки решили, что шутки кончились. Они набросились на полицейского, сбили его с ног и «изрядно побили», сорвали погоны и кокарду, шашку его сломали пополам, а из отобранного револьвера сделали залп в воздух. Пострадавшего стража порядка отправили в больницу, а матросы удалились восвояси под одобрительные взгляды прохожих. Подобная вольница была возможна только здесь – действительно, «наверное, нигде, как в Кронштадте, полиция не была столь бесправна», отмечал в своих дневниковых записках бывший матрос балтийского флота Савватеев. Моряки чувствовали себя полноправными хозяевами на улицах своего родного города-порта.

Не последнюю роль в жизни кронштадтских моряков играла церковь, хотя отношение к ней было двойственным. С одной стороны, Кронштадт прославился на весь мир именем праведного отца Иоанна Кронштадтского. Протоиерей Иоанн (Иван Ильич Сергиев) служил в Андреевском соборе более 50 лет и приобрёл среди верующих славу святого чудотворца. Со всех концов России в Кронштадт шли паломники к батюшке Иоанну за благословением. Моряки тоже его знали, но, по словам современников, относились без фанатизма: «Кронштадт и матросы были иного чувства», многозначительно замечает Савватеев. Скорее всего, особого благочестия среди молодых нижних чинов не наблюдалось. Хотя на каждом корабле имелся судовой священник, и матросов обязали утром и вечером петь молитвы хором, многие воспринимали это скорее как повинность. Лишь немногие ревностно исполняли религиозные обряды, большинство же на праздники пускалось в разгул. Тем не менее церковные события затрагивали всех: так, освящение величественного Морского собора во имя Николая Чудотворца в 1913 году стало для кронштадтцев огромным торжеством – в стройных шеренгах матросы участвовали в церемонии, приветствуя прибывшего императора Николая II. Фотографии того дня запечатлели моряков, выстроенных на Якорной площади перед новым собором, в сияющей форме и с музыкой. Подобные события повышали престиж службы, давали почувствовать причастность к «морской славе» столицы.

В целом, участие балтийских матросов в жизни Кронштадта было всесторонним. Они были и основным населением, и душой города. Без них не обходились ни праздники, ни будни. Матросы организовывали самодеятельные концерты (многие играли на балалайках, гармошках, пели хором), устраивали спортивные соревнования – в том числе популярные тогда состязания по гребле на ялах, перетягиванию каната, кулачным боям стенка-на-стенку. На великие праздники (Рождество, Пасха) город заполняли толпы отпускников в новой форме, с боевыми наградами на груди – они были желанными гостями в каждом доме. Кронштадтские торговцы тоже ориентировались на матросов: в лавках вывешивали объявления вроде «Морякам скидка», продавали крепкий чай «Батумский» и дешёвый табак «Адмиралтейский», любимые флотскими курильщиками. Даже язык горожан обогащался морскими словечками – детвора играла «в абордаж», а вместо «здрасте» шутя говорили «полный вперёд!». Так что жизнь города и флота сливались воедино.

Таким был уклад жизни матросов Балтийского флота в Кронштадте на рубеже XIX–XX веков. Суровая служба в тяжёлых условиях компенсировалась уникальным братством, море свободы – дисциплиной и традициями, а редкие радости – бурным весельем. Эти моряки славно послужили России и оставили яркий след в истории города-крепости. Их быт, полный контрастов – от тесных кубриков до разгульных гулянок на берегу – до сих пор привлекает внимание как одна из колоритнейших страниц популярной истории.

Источники

  1. Анна Вохмянина. «Отечеством их был Кронштадт» – воспоминания балтийского матроса Н.М. Савватеева о службе (1898–1906) stg.urokiistorii.nppsatek.com.

  2. Русский мир. Кухня русского флота – рацион матросов в исторической перспективе russkiymir.ru.

  3. NIOS.ru – Служба в Российском Императорском флоте 1899–1905 гг. – об условиях службы и категориях нижних чинов флота io.nios.ru.

  4. Родина, 2023. «Свистать всех наверх!» – архивные фото и быт матросов Балтийского флота rodina-history.ru.

  5. Википедия (рус.) – статья «Купание с рея» о телесных наказаниях на флоте до конца XIX века ru.wikipedia.org.

  6. Газета.ru, 2021. «Готовность умереть»: как матросы Кронштадта восстали против большевиков – эпизод об отпускниках 1920 г. gazeta.ru.

  7. Кронштадтский вестник, 2022. «Город на фото – идея Петра I» – исторические фотографии Кронштадта (Гостиный двор, броненосец «Полтава» в доке) kronvestnik.ru.