Набор открыток «Кронштадт». Ордена Трудового Красного Знамени типография им. Володарского Лениздата, 12 открыток. Фото. В. П. Мельникова, Тираж 100 000, 1979г.

Текст на оборотной стороне обложки:

«История Кронштадта, его прошлое, настоящее и будущее неотделимы от жизни великого города на Неве, от жизни всей страны. Он был основан в 1703 г. на острове Котлин, в восточной части Финского залива. Город-крепость должен был защитить подступы к Петербургу.

Кронштадт сыграл большую роль в подготовке кадров отечественного флота. Здесь проходили службу такие прославленные флотоводцы, как адмиралы Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, С. О. Макаров, а также мореплаватели И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, Ф. Ф. Беллинсгаузен, П. К. Пахтусов и другие.

Большую славу принесли Кронштадту кругосветные плавания, открывшие человечеству новые земли, давшие людям новые знания. Благодаря открытиям русских моряков с карты земли исчезло множество белых пятен и неточностей, появились новые для цивилизованного мира острова, архипелаги, проливы. Как правило, эти плавания начинались и заканчивались у берегов острова Котлин. Именно отсюда в первое русское кругосветное путешествие отправились в 1803 г. мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский. В этом плавании ими были заложены основы океанографии. Составленный Крузенштерном подробный «Атлас Южного моря» в течение всего XIX в. служил лучшим практическим руководством для моряков всего мира.

Совершенно исключительную роль сыграла первая антарктическая экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена й М. П. Лазарева, которая в 1820 г. открыла материк Антарктиды и обошла вокруг него. Кроме того, ею были открыты 29 ранее неизвестных островов.

В результате двух экспедиций кронштадтского штурмана П. К. Пахтусова (30-е годы XIX в.) на картах Новой Земли появилось точно очерченное южное побережье и значительная часть восточного и западного берегов. Были собраны первые научные данные о Новой Земле, материал для лоции Карского моря.

История Кронштадта тесно связана с историей отечественной науки и техники. Здесь работали выдающиеся ученые, инженеры, изобретатели. Успешно, развивалась теория и практика гидротехники, кораблестроения, фортификации, артиллерии, минного дела, связи. В 1895 г. А. С. Попов совершил в Кронштадте свое великое открытие — сконструировал первый в мире радиоприемник и произвел с ним опыты вначале в физическом кабинете, а затем в саду Минного офицерского класса. Здесь же создавались и усовершенствованные аппараты, с. помощью которых с 1897 г. осуществлялась радиосвязь между кораблями, стоявшими на Кронштадтском рейде.

Особенно дорог советским людям Кронштадт своими революционными традициями. С городом-крепостью на острове Котлин была связана деятельность декабристов и народовольцев. Здесь действовали марксистские кружки и распространялась ленинская «Искра». В. И. Ленин неоднократно указывал, что Кронштадт необходимо сделать опорным пунктом революции. Кронштадтцы с честью оправдали доверие В. И. Ленина — наряду с рабочими-красногвардейцами они были в первых рядах штурмовавших Зимний дворец. Их корабли и отряды активно участвовали в Октябрьском вооруженном восстании, а затем в гражданской войне 1918—1920 гг. Из матросской среды Кронштадта вышли А. Г. Железняков, Н. Г. Маркин и тысячи других агитаторов и борцов за Советскую власть.

С первых дней Советской власти кронштадтцы бдительно стояли на страже ее завоеваний. Во время Великой Отечественной войны этот город-крепость был огневым щитом Ленинграда. Он надежно прикрывал подступы к городу Ленина. Его батареи, форты и корабли являлись важнейшей частью сил, участвовавших в героической обороне Ленинграда в 1941—1943 гг. и в разгроме немецко-фашистских войск в 1944 г.

За боевые заслуги и в ознаменование 250-летия со дня основания Кронштадт в 1954 г. был награжден орденом Красного Знамени.

В наши дни это самостоятельный город и одновременно административный район Ленинграда. Его жители самоотверженно трудятся над претворением в жизнь предначертаний Коммунистической партии. Кронштадт служит первоклассной базой судоремонта, готовит для флота кадры корабельных специалистов и остается зорким часовым на подступах к городу Ленина.»