Стереопары. Морской технический институт императора Николая I
Совсем недавно моя коллекция пополнилась необычным видом фотографии (открытки), на котором изображены два практически идентичных снимка с небольшим смещением. Сегодня я предлагаю разобраться с этим видом фотографического изображения, называемого стереопарой.
На представленном фото изображен Итальянский дворец с двух немного различающихся ракурсов. Если мы внимательно прочитаем подпись к этому изображению, то увидим ошибку — данное заведение никогда не было институтом, а вот Морским техническим училищем императора Императора Николая I оно было названо в 1896 году, правда в 1898 было переименовано в Морское инженерное училище Императора Николая I.
Предлагаю начать немного с истории этого вида изображений и потом перейти конкретно к этому.
Что такое стереопара и её применение в истории

Складной деревянный стереоскоп, использовался в галлерее Philadelphia Gallery of Fine Arts. Изображение с аукциона www.1stdibs.com
Стереопара – это парное изображение, полученное съёмкой одной сцены с двух близких точек, имитирующих положения левого и правого глаза. При рассмотрении через стереоскоп такие фотографии сливаются в единое объёмное изображение благодаря бинокулярному зрению и эффекту параллакса. Изобретённый ещё в 1830-х, стереоскоп стал популярным бытовым устройством с середины XIX века. После триумфа стереофотографий на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне начался настоящий «стереобум». Уже к 1856 году компания London Stereoscopic Company предлагала каталоги с 10 тысячами видов для стереоскопов под лозунгом «ни одной гостиной без стереоскопа!»; к 1860 году этот слоган практически стал реальностью. Во второй половине XIX века стереоскоп прочно занял место массового медиа – его нередко называют «телевизором XIX века». Наборы стереокарточек на любой вкус были привычным атрибутом почти каждого салона, служа и средством развлечения, и «окном в мир» для домашней публики. Интерес к стереофотографиям не ослабевал до начала XX века – вплоть до конца Первой мировой войны стереоскопы оставались модными и востребованными.
Назначение стереопар в тот период было двояким. С одной стороны, они удовлетворяли познавательный интерес публики к отдалённым странам, городам, архитектурным памятникам и событиям. Разглядывая объёмные фотографии, люди могли «путешествовать» по миру не выходя из дома. С другой стороны, стереокарточки служили развлечением и украшением домашнего досуга – их рассматривали в гостиной, обсуждали, показывали гостям. Такие наборы часто выпускались сериями на определённые темы (например, виды столиц, заморские колонии, военные сцены, курьёзы и т. п.) и продавались во всевозможных магазинах по всему миру. К рубежу XIX–XX веков коллекционирование стереофото было повсеместным: сотни тысяч снимков циркулировали в Европе и Америке, будучи таким же неотъемлемым элементом домашней культуры, каким позже стал телевизор
«Кронштадтская» стереопара
Давайте вернемся к нашей стереопаре, и внимательно ее рассмотрим. Первое что бросается в глаза, это логотип в левом нижнем углу первой фотографии.
Маркировка A&MB в шестиграннике на стереокарточке указывает на берлинское издательство Albrecht & Meister. Эти буквы – инициалы владельцев фирмы. Компания ведёт свою историю с XIX века: как типография и литографическое заведение высокого класса она основана около 1869 года. На рубеже веков фирма уже имела крупное производство в Берлине (адрес: Courbièrestrasse, 14) и разветвлённую дистрибьюторскую сеть – собственные склады и представительства в Лондоне, Париже и Нью-Йорке свидетельствовали о международном масштабе деятельности. Первоначально A&MB занималась художественной печатью и открытками, однако с ростом рынка фотографических открыток и стереоскопических видов компания активно вошла и в эту нишу.
В 1904 году Albrecht & Meister была преобразована в акционерное общество (отсюда появившаяся аббревиатура “Amag” – Albrecht & Meister AG). Фирма продолжала расширяться: в начале 1905 года она приобрела собственную фабрику дорогой бумаги для печатных нужд, а в сентябре 1909 года поглотила конкурирующее фотографическое издательство Aristophot AG, специализировавшееся на выпуске. После Первой мировой войны Albrecht & Meister вошла в крупный картель издателей (Neue Bromsilber Convention) под эгидой концерна BNK, однако в предвоенный период фирма уже более известна как “Amag”. Тем не менее, логотип A&MB продолжал использоваться в 1900-х годах, особенно на стереофотографиях и ранних открытках.
Albrecht & Meister, будучи немецкой компанией, уделяла особое внимание сюжетам из Европы. Интересно, что значительную часть ассортимента составляли виды городов Российской империи. По данным исследований, издательство A&MB выпустило не менее 800 различных стереофотографий с видами России, Польши, Прибалтики и сопредельных территорий. В их числе – серии стереопар с видами Санкт-Петербурга, Москвы, Пскова, Калуги, Самары и многих других городов. Подписи на карточках обычно давались на двух языках – немецком и русском, что говорит о прицеливании продукции сразу на два рынка сбыта. В самой Германии эти стереофото продавались как экзотические «виды Русской империи», а в России – через книжные и фотографические магазины крупных городов (нередко через посредников) как иностранные стереоскопические открытки. Таким образом, Albrecht & Meister сыграла заметную роль в визуальном отпечатке Российской империи начала ХХ века, распространяя трёхмерные фотографии её городов для широкой публики.
Продолжая изучение вопроса и просматривая интернет-аукционы, нашел еще две стереопары этого издательства с изображением Кронштадта.

По господской улице к гостиному двору. Изображение с интернет-аукциона meshok.net, пользователь buek
Здесь мы также видим логотип фирмы и нумерацию перед названием изображения. Стереопары фирмы Albrecht & Meister имели составную нумерацию состоящию из двух цифр, моя стерепара имеет номер 1958/175, а найденные на интернет-аукционе 1963/180 и 1962/179. К сожалению каталогов этой фирмы найти не удалось, судя по иностранным форумам, они скорей всего не дожили до наших дней. Однозначно можно сказать, что 1958, 1963 и 1962 это не года, а скорей всего номера серий, сформированные по географичекому или тематическому признаку, а вторая цифра это номер изображения в этой серии. Что касается года выпуска, то это скорей всего конец XIX — начало XX века, примерно 1896-1904 год, ибо училище было названо именем императора Николая I в 1896 году, а логотип A&MB существовал до преобразования фирмы в акционерное общество с аббревиатурой “Amag” в 1904 году.
Список используемых источников:
- «Телевизор 19 века» или Стереофотография. Коллекция стереокартинок России — unrealalex.livejournal.com
- Undivided-back postcards — a worldwide directory of early postcard publishers, artists and photographers — undividedbackpostcard.com
- Albrecht & Meister, Berlin — rthcards.co.uk
- The Third Dimension: History of stereoscopic views — www.stereoview.me
- Интернет аукцион — meshok.net
- Стереоскоп — материал из Википедии — ru.wikipedia.org




