Строительство Константиновского дока в Кронштадте: от замысла к воплощению

Константиновский док – один из крупнейших сухих доков Кронштадта, построенный во второй половине XIX века для обслуживания броненосного флота Российской империи. Его создание было вызвано переходом российского флота от парусных кораблей к паровым броненосцам, требовавшим новых инженерных сооружений для ремонта и постройки. Док назван в честь генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича, под чьим руководством осуществлялась морская реформа. Впоследствии он был переименован в док «Памяти трёх эсминцев» – в память о кораблях, погибших в 1919 году.

Вид будущего Константиновского дока

Вид места будущего дока у задания Пароходного завода; на первом плане — инженеры. Копия фото предоставлена ЦГАКФФД СПб.

Предпосылки

В середине XIX века развитие парового военно-морского флота обусловило острую необходимость создания новых судоремонтных мощностей в Балтийском регионе. Кронштадт к тому времени уже имел старые доковые сооружения: так, с середины XVIII века  функционировал крестобразный Петровский док (открыт в 1752 г.), а в 1840-х годах был построен двухкамерный Николаевский док. Однако с появлением крупных винтовых броненосцев эти старые доки перестали удовлетворять требованиям флота – они были слишком малы по размерам и не справлялись с возросшим объёмом работ. После Крымской войны (1853–1856) и в ходе морских реформ под руководством генерал-адмирала Константина Николаевича началась интенсивная модернизация Балтийского флота: строились броненосные батареи, броненосцы и новые крейсера. Для их обслуживания требовалась современная судоремонтная база и в особенности это касалось главной базы флота – Кронштадту.

Строительство Константиновского дока

Рабочие во время строительства котлована дока. Копия фото предоставлена ЦГАКФФД СПб.

С марта 1858 года в Кронштадте заработал новый Пароходный завод. В XIX веке кронштадтские доки ещё не входили в состав завода — они объединились с ним только в первой половине XX века — и подчинялись напрямую капитану Кронштадтского порта. Однако вместе с портовыми мастерскими они были частью единой системы Котлинского адмиралтейства.

Уже в первые годы стало ясно, что существующих доков не хватает для ремонта, достройки и модернизации кораблей. Поэтому Морское министерство решило построить новый большой сухой док на территории Пароходного завода. Эту идею активно поддержали Великий князь Константин Николаевич, который фактически руководил развитием флота, и император Александр II.

Инициатива и проектирование строительства

Инициатором сооружения нового дока выступило Морское министерство во главе с генерал-адъютантом Николаем Карловичем Краббе, управлявшим морским ведомством в 1860–1874 годах. После смерти Краббе в 1876 году его работу продолжил адмирал Степан Степанович Лесовский, который с начала 1876 года занял пост морского министра. Именно при этих руководителях Морского министерства и воплощался проект нового кронштадтского дока, данный факт зафиксирован на памятной доске дока: «…док Константиновский начат в 1861 г., окончен в 1876 г. … при управлении Морским министерством генерал-адъютанта адмирала Н. К. Краббе и генерал-адъютанта вице-адмирала С. С. Лесовского».

Вид части строящегося дока; на втором плане рабочие и инженеры.

Вид части строящегося дока; на втором плане рабочие и инженеры. Копия фото предоставлена ЦГАКФФД СПб.

Проектирование дока велось отечественными военными инженерами с учётом иностранного опыта. Ещё в 1840-х годах для строительства Пароходного завода российские специалисты изучали портовые сооружения Англии, Франции и Голландии. Проект нового дока выполнили в Главном управлении кораблестроения Морского министерства, опираясь на передовые достижения гидротехники того времени. Архитектором Пароходного завода и автором ряда сооружений был А. С. Кудинов, возможно, его опыт использовался и при планировании дока, но точных сведений об этом найти не удалось. Официально строительство велось от имени самого Великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича – в честь него док и получил своё название.

Главным строителем выступил генерал-лейтенант Евгений Богданович Тизенгаузен. В 1861 г. он ездил в Германию с целью заказа машин для возведения доков в Кронштадте, а по возвращении назначен их главным строителем. Он умер 5 ноября 1875 года, всего через 3,5 месяца после открытия дока. Производителем работ с 30 июля 1870 года был назначен Роман (Роберт) Иванович Гершельман (1815 — 1887).

Финансирование осуществлялось за счёт государственного казначейства; общий утверждённый бюджет стройки составил около 2,5 млн рублей, что по тем временам было огромной суммой (реальные расходы достигли 2 725 000 руб.).

Строительство и открытие

Работы по устройству Константиновского дока начались весной 1861 года. За подготовительный период была проведена выемка грунта под котлован доковой камеры на южном берегу острова Котлин, на территории Пароходного завода. Стройка развернулась масштабно: согласно архивным данным, одновременно трудились сотни рабочих, использовалась земляная техника того времени, возводились насосные установки. Грунты на месте строительства оказались сложными (водонасыщенные пески и глина), поэтому потребовалось тщательно укреплять стенки котлована и основание дока. Стенки выполнялись из массивной бутовой кладки с кирпичной облицовкой, рассчитанной выдерживать давление воды и грунта.

Группа инженеров в котловане дока; на втором плане - вид здания Пароходного завода.

Группа инженеров в котловане дока; на втором плане — вид здания Пароходного завода. Копия фото предоставлена ЦГАКФФД СПб.

Строительство растянулось на 15 лет – такой длительный срок был обусловлен не сколько технической сложностью работ и большим объёмом каменной кладки, сколько выделяемым финансированием, реально строительство могли закончить и ранее.  К 1870 году основные строительные конструкции были сформированы, начался монтаж оборудования (затворных ворот, насосов). Завершающий этап пришёлся на первую половину 1870-х годов, когда док оснащали всеми необходимыми механизмами и коммуникациями. Наконец, в 1876 году строительство было успешно завершено, и док был подготовлен к торжественному открытию.

Официальное открытие нового дока стало событием общенационального масштаба. Сначала планировалось провести церемонию в пятницу, 30 июля 1876 года. Открыть док хотели, заведя в него второй крупный проект Великого князя Константина — двухбашенный броненосец «Пётр Великий». Его заложили в мае 1869 года, а с 1872-го достраивали в Кронштадте.

Однако 28 июня, во время осмотра выполненных работ на корабле и в самом доке, Константин решил перенести открытие на один день раньше — на 29 июня 1876 года.

Броненосей «Петр Великий», первый корабль введенный в Константиновский док

Освящение нового дока состоялось в 13 часов 29 июня 1869 г. На торжества по случаю окончания строительства прибыл Император Александр II, который, как отмечают современники, пригласил на церемонию иностранных гостей – короля Дании и короля Греции. Обойдя караул и сделав некоторые замечания, Император дал команду на проведение молебна, после которого изволил слушать объяснения главного строителя барона Е.Б. Тизенгаузена по схемам и чертежам дока. Королям других государства также позволили взглянуть на эти чертежи. Кульминацией события стало заведение броненосца «Петр Великий» в новый док. Как писал Кронштадтский Вестник: «Когда нос корабля, на котором поднят был гюйс, прошел через порог дока, приказано было почетному караулу отдать честь и музыкантам играть народный гимн. Корабль шел плавно и сравнительно довольно быстро, не касаясь краев набережной докового входа. Их Величества изволили проследить за входом корабля в док и оставили площадку только тогда, когда корабль уже совсем вошел в док». После недолгой экскурсии по доку высокие гости покинули Кронштадт.

Мемориальная доска док Константиновский

Мемориальная доска. Фото взято с сайта www.citywalls.ru

Такое представительное собрание подчёркивало важность объекта для России. В память о строительстве была отлита чугунная мемориальная доска XIX века, закреплённая у входа в док, с перечислением всех главных действующих лиц и дат строительства. Таким образом, к 1876 году Кронштадт получил третий по счёту крупный сухой док (после Петровского и Николаевского) – Константиновский док.

Инженерные и архитектурные решения

Константиновский док стал выдающимся гидротехническим сооружением своего времени. Он представляет собой однотабельный (однокамерный) каменный сухой док длиной около 150 м и шириной около 21 м по шпальным полкам, способный вместить крупный корабль. Камера дока имеет трапецевидный вид в поперечном сечении, боковые стены представляют 4 больших уступа, шириной 1,36, 1,06, 1,06 и 1,52 метра, при полной высоте над порогом 8,8 метра, переходящими к дну через три меньших уступа. При этом боковые уступы стен идут непрерывно вдоль всего дока и у задней стенки упираются в лестницы, служащие для подачи материалов. На первых двух верхних уступах поставлены колонны, предназначенные для рельсовых путей, по которым могут передвигаться подъемные краны. Лестницы устроены в конце дока и возле шлюзной части. Вся кладка Константиновского дока сделана из известкового камня с внутренней облицовкой. Дно под кильблоками и продольными кюветами для отвода воды облицовано гранитом.

По данным Морского министерства, док позволял ремонтировать суда длиной до 500 футов (152,4 м), шириной до 70 футов (21,3 м) при осадке до 27 футов (8,2 м). Это означало, что практически все существовавшие в 1870-х годах военные корабли – вплоть до самых крупных броненосцев – могли заходить в док для ремонта. Глубина доковой камеры над порогом составила около 8,5–9 м, чего было достаточно для броненосцев с их осадкой.

Инженеры внедрили в док новейшие по тем временам технические решения. Прежде всего, док оснастили мощной насосной системой для откачки воды. Были установлены паровые водоотливные машины новейшего типа 1870-х годов, благодаря которым осушение наполненного дока занимало всего около двух часов. Для сравнения, старый Петровский док в XVIII веке осушался с помощью ветряных мельниц и первых паровых машин за несколько дней. Таким образом, использование Константиновского дока существенно повысило скорость доковых работ. Затвор дока представляет собой гидротехнический батопорт — плавучий затвор: при заполнении водой он садится на дно, при осушении обеспечивает герметичное перекрытие входа в камеру. Для управления батопортом внутри его поставлены насосы, приводимые в действие небольшой паровой машиной, помещенной под палубой батопорта. Конструкция дока была рассчитана на суровые балтийские условия – мощные стены и донная часть смогли выдерживать ледовые нагрузки зимой.

Вид части строящегося дока во время его обледенения; на втором плане - группа инженеров]

Вид части строящегося дока во время его обледенения; на втором плане — группа инженеров. Копия фото предоставлена ЦГАКФФД СПб.

Отдельного упоминания заслуживает система водоподачи и осушения. В отличие от петровской доковой системы с большим бассейном, новый док имел только компактную насосную станцию. Такое решение позволило сделать док самостоятельным сооружением. Кроме того, рядом с доком на берегу были возведены мастерские и склады – формировался комплекс ремонтной базы. По стоимости, трудоёмкости и прогрессивности технических решений Константиновский док не имел аналогов в России того времени: современники отмечали, что это «замечательное гидротехническое сооружение», сравнимое с лучшими зарубежными образцами.

Итоги строительства и использование дока

Строительство Константиновского дока благотворно сказалось на возможностях адмиралтейства и в частности Кронштадтского Пароходного завода . Уже в конце 1870-х – 1880-х годов в новом доке проходили ремонт броненосцы и фрегаты, входившие в состав Российского Императорского флота. Док позволил выполнять сложные работы непосредственно в Кронштадте, без перегонки кораблей в Петербург или за границу, тем самым ускоряя ввод кораблей в строй. По данным некторых источниокв, в середине 1880-х через главные Кронштадтские доки, Николаевский и Константиновский, проходили до 15 судов с самым разнообразным объемом работ.

Рабочие и инженеры на внутренних стенках дока, к которым примыкает лестница.

Рабочие и инженеры на внутренних стенках дока, к которым примыкает лестница. Копия фото предоставлена ЦГАКФФД СПб.

О важности Константиновского дока свидетельствует тот факт, что на его открытии присутствовали высокие гости и отмечалось международное значение события. После строительства док активно эксплуатировался. Первые годы его существования пришлись на период интенсивного развития флота при императоре Александре III, и док участвовал в подготовке кораблей дальнего плавания.

Если мы посмотрим данные из открытых источников, то увидим,  что помимо «первого посетителя» дока — броненосца «Петр Великий», на который в течение августа месяца устанавливали новые винты, в док заходили:

  • В мае 1882 года при капитальной замене подводной обшивки осматривали фрегат «Миним»,
  • В августе 1887 года на ремонте стоял Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов».
  • В октябре 1887 года очищали покрытую ракушками подводную часть броненосного крейсера «Владимир Мономах».
  • В сентябре 1889 достраивали эскандренный броненосец «Император Александр II».
  • С 28 октября 1891 г. по  1 июня 1892 г. док опять занимал броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», на котором восстанавливали днище после заграничного похода.
  • Весной 1893 готовился к дальнему переходу броненосный крейсер «Адмирал Нахимов».
  • 2 – 11 мая 1893 г. эскадренный броненосец «Император Николай I» готовился к переходу через Атлантику на торжества 400-летия открытия Америки,  на нем окрасили подводную часть, переменили шаг гребных винтов.
  • В 1895 эскадренный броненосец «Наварин» проходил окраску днища.
  • В июне 1895г — крейсер I ранга «Рюрик» исправлял повреждения деревянной обшивки под броней.
  • В мае 1900 г.  береговой броненосец «Генерал‑адмирал Апраксин» восстанавливали после происшествия у острова Гогланд, когда он в условиях тумана в ноябре сел на мел и пробыл там до начала апреля 1900 года.

Конечно это не полный список, и как указывалось выше, в этот период ремонтов было куда больше.

 Ещё Флот & Альтернативная история 67 подписчиков Подписаться 1891 год РИФ 31 августа 2023 26 25 мин Оглавление События в стране и в мире: Броненосцы русского флота: Броненосные фрегаты: Показать ещё События в стране и в мире: В 1891 году, состоялись большие торжества встречи в Кронштадте французской эскадры адмирала Жерве. Через два дня, 25 июля, на Кронштадтский рейд из Петербурга вошла императорская яхта «Держава». Российский император поднялся на флагманский корабль «Marengo». Оркестр исполнил «Боже, царя храни» и революционную «Марсельезу» — гимн Французской Республики. Этот факт комментировали во всех европейских столицах. С борта корабля Александр III отправил приветственную телеграмму французскому президенту. Затем император посетил броненосец «Marceau». Броненосец «Марсо» С броненосцами «Furieux» и «Requin», а также с крейсером «Surcouf» могли ознакомиться не только офицеры русского флота, но и все желающие жители Кронштадта. Были проведены совместные учения. Французские гости осмотрели достопримечательности Петербурга и окрестностей. Специальный состав из новых вагонов доставил военную делегацию во главе с Жерве в Москву, где гостей тоже ждал радушный прием. Французская эскадра в Кронштадте Французов чествовали в Кронштадте моряки, сухопутные и горожане. В память этого посещения Кронштадта, имевшего историческое значение для обеих наций, французы, по принятому обычаю, называть каждый новый выпуск воспитанников из Сенсирской школы каким-нибудь именем или названием в честь совершившихся выдающихся событий, назвали выпуск 1891 года — «Кронштадтским». В Транзунде – излюбленном месте командира эскадры – проводились занятия

Ремонт крейсера «Адмирал Нахимов» в Кронштадтском Константиновском доке, конец 1891 г. Фото с сайта dzen.ru.

В начале XX века Константиновский док оставался одной из ключевых ремонтных позиций Балтики, хотя в 1896 году к нему добавился более просторный Александровский док (ныне док им. Митрофанова), а в 1914 г. в Кронштадте появился ещё более крупный Алексеевский док. После революции Константиновский док был переименован: в память о трагическом случае в Гражданскую войну он стал именоваться доком «Памяти трёх эсминцев». Дело в том, что 21 октября 1919 года отряд из четырёх эсминцев Красного Балтийского флота натолкнулся на минное заграждение, выставленное интервентами в Финском заливе. В результате взрывов затонули три миноносца – «Гавриил», «Свобода» и «Константин», уцелел лишь эсминец «Азард». В честь погибших кораблей Константиновский док и получил новое название. Сам док в те годы не пострадал и продолжал служить флоту: известен факт, что в 1922–1923 гг. крейсер «Аврора» вставал в этот док для капитального ремонта.

Во время Великой Отечественной войны док использовался для ремонта боевых единиц, хотя основные сражения на Балтике ограничивали масштаб работ. В послевоенные десятилетия, когда Кронштадтский морской завод стал флагманом судоремонта ВМФ, док «Памяти трёх эсминцев» применялся для ремонта подводных лодок, эсминцев, сторожевых кораблей и других судов среднего тоннажа. В конце XX века, с появлением еще более крупных кораблей, Константиновский док немного уступил первенство новейшим сооружениям, однако и поныне не вышел из строя.

На сегодняшний день (начало XXI века) док продолжает выполнять свои функции. Хотя крупнейшие современные корабли ремонтируются в более просторных доках, Константиновский док используется для ремонта портовых ледоколов, дизель-электрических подводных лодок и небольших военных кораблей. Сохранились исторические конструкции дока, в том числе его массивные стены и элементы механизмов – после более 145 лет эксплуатации они всё ещё в рабочем состоянии. Это свидетельствует о высоком качестве инженерных решений XIX века.

Источники

    1. Музей истории Кронштадта – «Кронштадтский Морской завод» — visitkronshtadt.ru
    2. Книга «Кронштадтский морской завод. Летопись.» Санкт-Петербург: ООО «Дитон-Арт», 2023 — 284 с.
    3. Мемориальная доска Константиновского дока (текст надписи). Citywalls.ru — citywalls.ru.
    4. Манвелов Н.В. Архангельский военный порт как социально-экономический центр Русского Севера в
      1850–1880 гг. – дисс. канд. ист. наук. М., 2024 — ranepa.ru.
    5. Русский эксперт – Крупные российские проекты (Александр II, 1870-1881) Ruxpert.ru ruxpert.ru.
    6. Портал «Корабел.ру» – статья П. Щеголихина «Что док в грядущем нам готовит?», 24.02.2023korabel.ru.
    7. Официальный сайт АО «Кронштадтский морской завод» – раздел «История завода» — kmolz.ru.
    8. Citywalls.ru – «Док „Памяти трёх эсминцев“ (Константиновский док)», публикацияcitywalls.ru
    9. Флот & Альтернативная история. — 1891 год РИФ. Публикация — dzen.ru
    10. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. статья — Доки — ru.wikisource.org
    11. Монографии и статьи о Российском флоте — сайт keu-ocr.narod.ru
    12. Кронштадтский вестник №89 (2240) от 30 июля (11 августа) 1876 года.