Мы уже выкладывали очерк о строительстве дока Цесаревича Алексея, сегодня предлагаю ознакомиться с еще одной статьей на эту тему, которая была опубликованна в газете Нива №29 от 19 июля 1914 года.

Величайший в мире сухой док

1 июня с. г. в Кронштадте совершилось большое торжество в присутствии императора: было освящение громадного нового дока имени государя императора Николая II, заложенного в 1908 году.

Открытие Алексеевского дока

Этот грандиозный док был вызван к жизни тем, что с созданием новых морских гигантов — дредноутов — у нас не оказывалось достаточного для них по величине дока. Обновление русского флота неизбежно повлекло за собой постройку такого колоссального дока для новых судов, которые можно было бы соответственно разбирать. Существующие в Кронштадте военные доки, Александровский и Константиновский, оказались недостаточными для строящихся гигантов обновленного флота.

Работы по созданию Алексеевского дока начались, как сказано, в 1908 году. Так как в Кронштадте было слишком мало земли для нового гигантского дока, то пришлось отвоевать часть земли у моря. Это была трудная задача: нужно было отнять громадное пространство площадью в 13.000 квадратных сажен и построить титаническое сооружение там, где до этого времени плескались пустынные волны. Вбивали целые ряды свай, засыпали пространство между ними песком, потом осушали это пространство, причем всё время приходилось вести самую напряженную борьбу с просачивающейся водой. Работам очень мешали водопроводные трубы городской водопроводной станции: пришлось отвести трубы в другое место, построить новую водопроводную станцию и новый водопроводник. Из образовавшейся отмели вынули около 46.000 кубических сажен земли, так что образовалась громадная яма. Эта яма превратилась в исполинский бассейн, куда при помощи отливных машин и приспособлений стала напускаться вода и входить громадный корабль.

Осмотр Алексеевского дока

По своим размерам новый док является самым громадным в мире. Его длина — 815 футов; длина эта еще может быть потом даже увеличена, потому что боковой стеной проведено только частично, и док может быть продолжен; глубина позволяет доку вмещать новые корабли, подлежащие достройке. Ширина дока — 120 футов (средняя часть). Глубина дока такова, что в него могут войти самые большие суда даже при пониженном уровне воды в море (в октябре и ноябре). Водное отверстие заграждается колоссальными железными батопортами весом в 46.000 пудов.

Пуск дока Цесаревича Алексея

Около дока помещается водоотливная станция с тремя огромными насосами. Насосы эти имеют в диаметре 48 дюймов, и мощность приводящей их в движение электрической энергии такова, что они могут за четыре часа выкачать всю воду из дока, а это составляет 4.200.000 кубических футов воды.

Постройка дока есть величайшая работа и механически оборудованная обошлась в 5 миллионов рублей. Провести док было возможно под руководством бывшего главного инженера кронштадтского порта, В. А. Верж. Строителем же дока был инженер морской строительной части, В. И. Шапошников.

День освящения Алексеевского дока знаменует новую эпоху в нашем морском флоте: только что освященное новое колоссальное сооружение выражает усилившуюся деятельность Кронштадта, как главной морской базы. Освящение дредноутов кладет теперь в Кронштадте прочное основание, и только понятно то значение, которое придается освящению нового дока, а также завершению его, которое и было свершено 1 июня.