Маячная служба России и маяки Кронштадта
История основания маячной службы России
Первые навигационные огни в России появились в начале XVIII века и были неразрывно связаны с зарождением русского флота. По распоряжению Петра I в 1705 году вдоль извилистого фарватера Северной Двины установили примитивные «огневые маяки» – железные чаны с горючим, которые поджигались при приближении кораблей. Эти огни, привезённые из Голландии, стали прообразом современных маяков. Однако в последующем столетии развитие маячного дела шло медленно, и обеспечение безопасного плавания оставалось острой проблемой. В начале XIX века, осознав опасность навигации в Финском заливе и Рижском море из-за нехватки огней, в 1801 году Адмиралтейство поручило Морскому ученому комитету подготовить проекты по улучшению маячного обеспечения.
Официальной датой создания российской маячной службы считается 8 июня 1807 года, когда император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды». Этим указом все маяки были выведены из частных рук и переданы в ведение Морского ведомства «для обеспечения надлежащего надзора и безопасности мореплавания». Этот документ заложил централизованную систему управления маяками на Балтике, определил, кто и как должен их обслуживать, и фактически учредил маячную службу России. Первым директором маяков стал энергичный капитан 2-го ранга Леонтий В. Спафарьев, под руководством которого более 30 лет развивалось маячное дело. В 1837 году обязанности по обеспечению работы маяков были переданы Гидрографическому департаменту Морского министерства, продолжившему курировать маячную систему России.
Число действующих маяков в стране постепенно росло, но все же оставалось недостаточным для огромной береговой линии. Для примера, в 1868 году на один российский маяк приходилось 115 вёрст побережья, тогда как во Франции маяки располагались в десять раз чаще. Тем не менее, маячная сеть России развивалась и модернизировалась. Маяки сильно пострадали в период мировых войн XX века – они были приоритетными целями для нападений с воздуха, суши и моря. После каждой войны их оперативно восстанавливали, причём послевоенная промышленность позволила наладить серийное производство мощных световых аппаратов и строительство долговечных железобетонных башен. Уже к концу XX века большинство маяков получили автоматизацию, однако профессия маячника не исчезла – люди продолжают следить за оборудованием и обеспечивать бесперебойную работу огней. На сегодняшний день в России действует более 350 маяков, которые обеспечивают безопасность судоходства на всех морях, и маячная сеть продолжает развиваться.
Маячная служба и Кронштадт
Кронштадт, как главная военно-морская база на Балтике – сыграл особую роль в истории российского маячного дела. Недаром говорят, что история маячной службы зародилась именно в Кронштадте. Основанный Петром I в 1704 году как «колыбель» Балтийского флота, Кронштадт с самого начала нуждался в навигационных ориентирах для защиты подходов к новой столице. Уже в 1719 году по личному указанию Петра I здесь был построен первый постоянный маяк (деревянный) для обеспечения безопасного входа кораблей.
Основными целями маячной службы в окрестностях Кронштадта было обеспечение безопасного плавания военных и торговых судов через Финский залив к Санкт-Петербургу, а также навигационное сопровождение кораблей при манёврах в акватории Кронштадта. В XIX веке в Кронштадте базировались корпуса флотских штурманов и гидрографов, которые занимались прокладкой фарватеров, установкой маяков и навигационных знаков. Именно здесь талантливый офицер Леонтий Спафарьев, будучи директором маяков, курировал строительство новых маяков и улучшение старых. Кронштадтские инженеры и моряки вносили множество предложений по развитию маячной сети. Например, в 1856 году капитан Корпуса штурманов Рычков предложил установить на форте Кроншлот пару створных маяков для лучшего ведения судов по фарватеру. Маячная служба обеспечивала не только постройку и ремонт маяков, но и подготовку персонала – смотрителей маяков (маячников), от чьей круглосуточной службы зависела исправность огней.
Работа маячной службы была необходима и в мирное, и в военное время. В годы войн кронштадтские маяки гасили или маскировали, чтобы сбить с толку вражеские корабли, а маячники часто первыми попадали под обстрел. Тем не менее, после войны Кронштадт стал одним из первых мест, где маяки восстановили и модернизировали, ведь без их света невозможно было возобновить нормальную морскую навигацию. Сегодня Кронштадт бережно хранит маячное наследие: на форте «Великий князь Константин» открыт Музей маячной службы, первый в России музей, посвящённый маякам и их хранителям. Экспозиция музея рассказывает об истории маяков со времён Петра I до наших дней и содержит уникальные артефакты – от старинных линз Френеля до керосиновых фонарей XIX века. Также в 2020 году во дворе дома Миниха (на месте бывшей сауны “Фортеция”, вход со стороны сквера Попова) был открыт интерактивный музей “Дом маяков”.
Кронштадт невозможно представить без его знаменитых маяков, которые стали неотъемлемой частью облика города и символом морской славы России.
Маяки Кронштадта
К настоящему времени в акватории Кронштадта и на прилегающих островках действует несколько исторических маяков. Некоторые из них сохранились до наших дней, другие известны лишь по хроникам, но все они сыграли важную роль в навигации Балтики.
Лондонский плавучий маяк – Лондонская мель, расположенная к западу от острова Котлин, представляла серьёзную навигационную опасность. В 1719 году здесь сели на мель два линейных корабля Балтийского флота — «Лондон» и «Портсмут». “Портсмун” в дальнейшем сорвало ветром и он затонул, а Лондон так и остался стоять на мели, в память об этом происшествии мель получила название «Лондонская». Для обозначения этой мели, на мачте судна развесили “сигнальные огни”. В дальнейшем на этом участке использовались различные суда в качестве временных плавучих маяков. Однако они были ветхими и непригодными для длительной службы. В 1828 году на стапеле Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге был построен первый специализированный плавучий маяк с деревянным корпусом, получивший название «Лондонский». Строительство возглавлял кораблестроитель Иосиф Иванович Лемуань. В кампанию 1870 года деревянный «Лондонский» был заменён на новый плавучий маяк с железным корпусом, построенный в 1867 году на Ижорских заводах.
Маяк Толбухин (Котлинский) – старейший маяк не только Кронштадта, но и всего Балтийского моря. Его история начинается в 1719 году, когда по указанию Петра I на западной оконечности от острова Котлин возвели первую деревянную маячную башню. Строительством руководил капитан 1-го ранга Эдвард Лейн, приглашённый на русскую службу. Изначально маяк назывался «Котлинский», по имени острова, и представлял собой временную деревянную постройку. В 1736 году маяк переименовали в честь полковника Федота Толбухина – коменданта форта Кроншлот и героя обороны острова Kotlin от шведов в 1705 году. Долгое время (более 80 лет) Толбухин маяк оставался деревянным, несмотря на планы заменить его каменным сооружением. Лишь после учреждения маячной службы Александром I этот проект удалось воплотить: в 1807 году должность директора маяков занял Леонтий Спафарьев, который подготовил план и смету каменного маяка. Проект доработал главный адмиралтейский архитектор Адриан Д. Захаров – автор здания Адмиралтейства в Петербурге. В 1809 году началось строительство, и уже к сентябрю 1810 года на месте старого маяка возвели новую каменную башню: круглая кирпичная колонна на гранитном основании, рядом были построены караульный дом и баня для команды смотрителей. Вновь отстроенный Толбухин маяк получил 12-гранный фонарь с 24 отражателями и стал одним из самых мощных огней того времени. Высота его огня над уровнем моря составила около 29 метров, дальность видимости – до 16 морских миль. В 1970 году берега крохотного островка укрепили бетонными плитами и соорудили пирс для причаливания катеров. Сегодня Толбухин маяк продолжает нести службу, его вспышки видны на расстоянии до 19 миль. Это один из немногих маяков, где до сих пор постоянно живёт маячник (смотритель) – большинство остальных автоматизированы. Благодаря своей богатой истории и уникальной архитектуре маяк внесён в реестр объектов культурного наследия и вместе с кронштадтскими фортификациями включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николаевские створные маяки (Кроншлотские) – это пара маячных башен, расположенных на форте «Кроншлот» у южной оконечности Кронштадта. Они представляют собой передний и задний створы, выстроенные по одной линии, чтобы указывать судам правильный курс через внешний кронштадтский рейд. Необходимость в этих маяках возникла в середине XIX века, когда оказалось сложным вести корабли к острову Котлин лишь по одному Толбухинскому огню. В 1856 году капитан-штурман П. И. Рычков предложил установить два маяка на Николаевской батарее (старое название форта Кроншлот). Проект поддержали, и уже в 1857 году были возведены два деревянных маячных столба, названных Николаевскими (в честь императора Николая I). Они значительно облегчали судоходство, обозначая ось фарватера, ведущего от моря к Кронштадту и далее к Петербургу.
Первоначальные деревянные Николаевские маяки простояли несколько десятилетий и устарели к концу века. В рамках модернизации, к 1891 году их заменили новыми, уже цельнометаллическими башнями. Обе башни были выкрашены в тёмно-красный цвет для хорошей видимости днём. Нижний (передний) Николаевский маяк представлял собой изящную круглую чугунную башню производства завода Сан-Галли, к которой вела внешняя винтовая лестница. Верхний (задний) Николаевский маяк был выше и размещён глубже на форте. После перестройки эти огни переименовали в Кронштадтские створные маяки, хотя по сути они продолжали выполнять ту же функцию. В настоящее время нижний маяк не действует и открыт для посещения туристами как памятник техники. Верхний (задний) маяк на Кроншлоте, по некоторым данным, продолжал работать до начала XXI века, после чего также был выведен из эксплуатации ввиду прокладки нового судоходного канала. Тем не менее обе исторические башни сохранились и являются характерными элементами панорамы Кронштадта.
Задний створный маяк Морского канала – самый высокий маяк Кронштадта (41,5 м), построенный для навигации по новому глубоководному каналу к Санкт-Петербургу. Во второй половине XIX века, с развитием торгового порта, был прорыт Морской канал от Кронштадта до устья Невы протяжённостью 32 км. Для его обозначения потребовались мощные дальнобойные маяки. В 1898 году на северной окраине Ломоносовской отмели, примерно в 2,5 км от берега, установили первый вариант заднего створного маяка Морского канала. Позднее, в 1914 году, маяк полностью перестроили: датская фирма «Христиани и Нильсен» возвела на этом месте восьмигранную железобетонную башню высотой около 40 метров. Белую башню хорошо видно днём, а её мощный огонь служил ориентиром для судов, входящих в канал из Финского залива. Интересно, что при реконструкции 2013 года на этом маяке вместо традиционной лампы с линзой Френеля установили современный светодиодный фонарь, питающийся от солнечных батарей. Это улучшило надёжность огня и снизило необходимость в частом обслуживании. Задний маяк Морского канала
Передний створный маяк Морского канала был построен одновременно с задным створным маяком и также перестроен в 1914 году, он представляет собой восьмигранную железобетонную башню высотой 20,5 метра и расположен на северной оконечности Ораниенбаумской отмели. Вместе с Задним створным маяком, находящимся в 1,1 морской мили западнее, образует створ, обозначающий безопасный фарватер Морского канала. Оба маяка действует по сей день, помогая кораблям держать верный курс на подходах к Большому порту Санкт-Петербурга.
Задний створный знак Большого Кронштадтского рейда (в простонародье “деревянный маяк”) – установлен на концевом молу между Средней и Купеческой гаванями Кронштадта и служит задним створным маяком для входа во внутренний Петровский канал. Построен он был предположительно 1932 году (точных данных не удалось найти нигде, везде разные года или вообще не указывают) и перестроен в 1949 г., когда в кронштадтском порту потребовался дополнительный ориентир для ночной проводки судов по внутренним каналам. С тех пор конструкция практически не изменилась: высокая четырёхгранная башня окрашена в белый цвет – деревянный каркас на чугунных опорах, внутри винтовая лестница, а на вершине – фонарное сооружение. По информации с сайта Музея истории Кронштадта, выведен из эксплуатации в 2008 году после завершения строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга, в результате изменения корабельного фарватера Санкт-Петербургского морского канала.

Передний створный знак Большого Кронштадтского рейда. Фотография со страницы muranochka.livejournal.com
Передний створный знак Большого Кронштадтского рейда построен как пара заднему, на краю каменной гряды, защищающей Каботажную гавань Кронштадта от волн. Он представляет собой восьмигранную башню, окрашенную в красно-белые полосы, обеспечивающую хорошую видимость днём. Первоначально этот створ назывался “Створные огни на воротах Каботажной гавани”
Заключение
На протяжении веков маяки были и остаются надёжными стражами морей. Для мореплавателей их огни – это луч надежды и ориентира в ночи, символ безопасности и возвращения домой. В условиях частых туманов, штормов и долгих полярных ночей именно маяки указывали судам верный путь, предупреждали об опасных рифах и мелях. Их значение для морской жизни трудно переоценить: без развитой маячной системы невозможны были бы ни активная торговля, ни эффективные военные кампании на море. Благодаря маякам сотни кораблей благополучно достигали портов, минуя коварные препятствия, а Кронштадт стал надёжными «морскими вратами» столицы.
Для самого Кронштадта его маяки – не просто технические объекты, а часть истории и облика города. Каждый из кронштадтских маяков уникален и имеет свою судьбу, связанную с важными этапами развития флота и навигации. Они пережили войны и революции, устаревали и возрождались вновь, оставаясь неизменными свидетелями морской жизни города. Сегодня кронштадтские маяки продолжают выполнять свои функции, хотя роль их несколько снизилась с появлением современных навигационных технологий (радиолокации, спутниковых систем и т. д.) Однако даже в XXI веке они нужны морякам – в густом тумане или при сбоях электроники старый добрый свет маяка по-прежнему ведёт корабли к родным берегам. Кроме того, маяки продолжают вдохновлять людей своей романтикой и величественным видом – недаром они стали символами Кронштадта и морской стихии. Сохраняя и изучая маяки, открывая музеи и мемориалы, мы чтим труд поколений маячников и мореплавателей. Маяки – это часть нашего культурного и исторического наследия, связующее звено между прошлым и настоящим морской державы. Их огни, как и прежде, светят всем, кто находится в море, помогая выбрать верный курс и напоминая о славе и подвигах российского флота.
Список использованной литературы
-
-
Кронштадт.рф – «8 июня – день Маячной службы в России» (2023) – Официальный сайт исторического парка «Остров фортов». [Online]. Доступно: xn--80aiqmelqc4c.xn--p1ai
-
Росатомфлот – «8 июня – День рождения маячной службы России» (новостная заметка, 08.06.2022). [Online]. Доступно: rosatomport.ru.
-
LiveJournal (@von_hoffmann) – «Основание российской маячной службы – 8 июня 1807 года» (пост от 08.06.2023). [Online]. Доступно: von-hoffmann.livejournal.com.
-
RGO.ru – Русское географическое общество, проект «Морское наследие России»: статья «Маяк Толбухин». [Online]. Доступно: rgo.ru.
-
Википедия – статья «Толбухин маяк». [Online]. Доступно: ru.wikipedia.org (использованы исторические сведения и даты).
-
Kronshtadt.spb.ru – Туристический портал Кронштадта: статья «Маяки Кронштадта – описание, фото…». [Online]. Доступно: kronshtadt.spb.ru.
-
Citywalls.ru – «Задний маяк створа Санкт-Петербургского морского канала» (историческая справка). [Online]. Доступно: citywalls.ru.
-
Babs71 LiveJournal – пост «Маяки Кронштадта». [Online]. Доступно: babs71.livejournal.com.
-
Kartaforum.ru – «Музей “Дом маяков”». [Online]. Доступно: kartaforum.ru.
- Л.М. Амирханов. Маяки Кронштадта. Издательство Остров. 2024 год.
- Музей истории Кронштадта – пост “Достопримечательности Кронштадта”. [Online]. Доступно: https://visitkronshtadt.ru/dostoprimechatelnosti-ostrova
-