Высочайший смотр флота на восточном кронштадтском рейде 1879 г.

18-го июля, на восточном кронштадтском рейде, состоялся Высочайший смотр судам, возвратившимся из дальнего и многолетнего плавания: корвету «Баян», клиперам «Всадник» и «Гайдамак»; крейсерам, пришедшим и построенным в Америке—«Европа», «Азия» и «Африка»; двум вновь построенным и отправляющимся вместе с крейсером «Азия» в кругосветное плавание клиперам «Наездник» и «Разбойники» и американскому военному корвету «Enterprise».

«Осмотр судов Его Императорским Величеством Государем Императором, говорит «Кронштад. Вестн.», откуда мы заимствуем эту статью, состоялся при самых благоприятных обстоятельствах погоды. Суда, назначенный к осмотру, заняли места по диспозиции с понедельника вечера, с утра стали готовиться к предстоящему смотру. Утро было пасмурное, по без дождя; часам к 10-ти погода стала проясниваться, задул ровным ONO и линии судов выровнялись и были очень красивы. В исходе 11-го часа из лесных ворот вышел пароходик «Колдунчикн» с главным командиром порта, генерал-адъютантом П. В. Козакевичем, исправляющим должность начальника штаба и адъютантом. Пароход «Колдунчик» имел на буксире баржу главного командира. Выйдя из ворот, «Колдунчик» прошел вдоль борта парохода-фрегата «Рюрик» и императорской паровой яхты «Держава» и направился вдоль левой колонны судов, состоящей из клипера «Наездник», корвета «Баян», клиперов: «Всадник» и «Гайдамак» и потоми поворотил назад и прошел вдоль правой колонны, состоящей из крейсеров: «Африка», «Aзия» и «Европа» и клипера «Разбойник». В это же время на восточный рейд стали собираться: колесный пароход «Петербург», на котором находились дамы и некоторые из начальствующих лиц в Кронштадте, маленькие частные пароходы с публикою и несколько яхт петербургского речного яхт-клуба.

«В 11 1/4  часов утра, к пароходику «Колдунчик» собрались паровые катера Государя Императора, великого князя генерала-адмирала и другие, предназначенные для рассылок по рейду и передачи приказаний и перевоза свиты, сопровождавшей Государя Императора.

Смотр кораблей на большом Кронштадском рейде 1879

«В исходе 12-го часа, из Петергофа показалась паровая яхта «Марево», под брейдвымпелом Государя Наследника Цесаревича, и яхт: «Зина» и «Славянка». Прибыв на рейд, Государь Наследник Цесаревичи на яхте «Марево» изволил стать на якорь у восточной оконечности левой колонны судов, находившихся на диспозиции. Пароход «Колдунчик» тотчас-же подошел к яхте Государя Наследника Цесаревича, и главный командир представил Его Императорскому Высочеству карточку диспозиции судов, после чего пароходик «Колдунчик» снова вышел вперед по направлению к О, ожидая прибытия яхты Государя Императора.

«Императорский кортеж показался на горизонте в исходе первого часа. Впереди шла императорская яхта «Александрия», под брейдвымпелом Государя Императора, за ней следовали яхты: «Стрельна», «Нева» и «Онега». В один час 10 минут, яхта «Алексаидрия» подошла к судам, выстроенными на восточном рейде. К ней на встречу пошли паровой катер «Дагмар» с Государем Наследником Цесаревичем и гребная баржа, под флагом главного командира, с главным командиром порта, исправляющими должность начальника штаба и адъютантом. Яхта «Александрия» остановила ход и Государь Наследник вышел на нее. Вслед затем, на яхту были приняты главный командир и сопровождавшие его лица. Приняв рапорты главного командира о состоянии судов на рейде и о командах, расположенных в Кронштадте, Государь Император изволил приказать яхте направиться вдоль линии судов правой колонны. Дойдя до конца линии, императорская яхта поворотила и направилась вдоль линии левой колонны, начиная с клипера «Наездник». Проходя мимо судов, Государь Император, поднявшись на мостик, изволил здороваться с командами.

«Его Величество сопровождали: Государь Наследник Цесаревич и Их Императорские Высочества Великий Князь Генерал-Адмирал, Великий Князь Алексей Александрович и Великий Князь Константин Константинович. В свите находилось морское дежурство, состоявшее из генерал-адъютанта, адмирала О. М. Новосильского, свиты Его Императорского Величества контр-адмирала барона Р. А. Мирбаха и флигель-адъютанта капитана 1-го ранга М. П. Новосильского 2-го. Должность эскадр-майора при Его Величестве исполняли свиты Его Императорского Величества контр-адмирал И. П. Бутаков. Потом на яхте находились: временно-управляющий морским министерством, генерал-адъютант барон В. О. Таубе, генералы-адъютанты, адмиралы: граф Е. В. Путятин, Г. И. Бутаков 1-й; вице-адмирал А. А. Попов и генерал- лейтенант Рылеев, контр-адмиралы свиты Его Императорского Величества: Д. 3. Головачев, барон Н. Г. Шилинг, А. А. Пещуров, состоящий при Великом Князе Генерал-Адмирале вице-адмирал П. Ю. Лисянский, вице- директор инспекторского департамента, контр- адмирал Л. П. Свешников, флигель-адъютант, капитан 1-го ранга Н. М. Баранов и адъютанты Великого Князя Генерал-Адмирала: барон Бойэ, Семечкин и Гуляев. При Государе Наследнике Цесаревиче находились: флигель-адъютант С. И. Палтов и адъютант князь Оболенский. При Великом Князе Алексее Александровиче адъютант-лейтенант князь Шаховской.

«Дойдя до конца лиши, императорская яхта стала на якорь несколько южнее клипера «Гайдамак», и Государь Император с Их Императорскими Высочествами изволил переехать на гребном катере на паровой клипер «Гайдамак». Приняв рапорты, Его Величество изволил здороваться с офицерами, караулом и командою и осмотрев клипер, обойдя сначала верхнюю палубу и потом спустившись вниз и посетив капитанскую каюту, где изволил рассматривать пути клипера на карте, кают-компанию, машину, жилую палубу и лазарет. Блестящий вид клипера и особенно превосходное состояние орудий и боевого вооружения обратили на себя милостивое внимание Его Величества. По окончании осмотра, Государь Император изволил подняться на мостик клипера и отдать приказание ударить тревогу с одною дробью. Клипер сразу оживился, все моментально бросились к своими местам при орудиях и через 1 минуту 45 секунд командир, капитан-лейтенант С. П. Тыртов, имел счастье доложить Его Величеству, что клипер готовь к бою. Началось примерное артиллерийское учение. 6-ти дюймовые стальные орудия на платформах были переведены с правого на левый борт в одну минуту 5 секунд. Потом приказано было закрепить орудия по походному, что было исполнено в две минуты 50 секунд.

«Спускаясь с мостика, Государь Император изволил благодарить команду и, потом, обратившись к офицерами, изволил благодарить их за службу и шестилетнее плавание. У трапа Его Величество удостоили подать руку командиру и благодарил его за службу и плавание.

«С клипера «Гайдамак» Его Величество и Их Высочества изволили направиться на клипер «Всадник» на гребном катере на буксир парового катера «Голубка», на котором правили рулем капитан-лейтенант Л. П. Семечкин. Клипер «Всадник», вышедший в море в одно время с клипером «Гайдамак», представился Его Величеству в столь-же блестящем виде, как и его сотоварищ. При осмотре клипера, в капитанской каюте, командир, капитан 2-го ранга А. П. Новосильский, имел счастье показывать Его Величеству карту плавания клипера и некоторые японские и китайские редкости, вывезенный ими из дальнего плавания. По окончании осмотра, клипера, также как и на «Гайдамаке», Его Величеству угодно было приказать ударить тревогу. Батарея была изготовлена к бою в одну мин. 15 сек., а по походному орудия были закреплены в две мин. 15 сек. Государь Император изволил благодарить команду и при съезде подал руку командиру, капитану 2-го ранга А. П. Новосильскому и милостиво благодарил офицеров за службу.

«После «Всадника» Его Величество удостоил своими посещением корвет «Баян», плававший почти пять лет. Корвет этот быль представлен Государю Императору в столь блестящем виде, как и остальные суда отряда Тихого Океана и самый опытный и взыскательный моряк вряд ли нашел-бы что-нибудь такое, в чем можно было-бы дать предпочтение которому-нибудь из трех вышеназванных судов, так безукоризненно предстали они на осмотре Его Величества. В заключение осмотра корвета «Баян» Государь Император, поднявшись на полуют, приказали поставить все паруса. Поставлены были марсели, брамсели, бом-брамсели, фок и грот в одну минуту 55 секунд. Все паруса были закреплены в одну минуту 15 секунд. Уезжая с корвета, Его Величество благодарил команду, удостоил подать руку командиру, капитану 2-го ранга Р. Р. Бойлю, и благодарил офицеров за службу и плавание.

«При съезде Государя Императора, на каждом из судов, удостоившихся посещения, команда посылалась по реям и кричала «ура!» и производился императорский салют по уставу.

«С корвета «Баян», катер Его Величества направился к американскому корвету «Энтерпрайз», где Его Величество был встречен командиром Сельфриджем и всеми офицерами, почетным караулом и командою в полной парадной форме. Как только-что Государь Император поднялся на палубу, музыка исполнила русский национальный гимн, а командир Сельфридж без шляпы провел Его Величество на шанцы к входу в капитанскую каюту. Потом, по команде старшего офицера, командира-лейтенанта Бэккера, на шканцах произведен был парад, причем почетный караул и вся команда с офицерами два раза прошла церемониальным маршем перед Государем Императором. По окончании парада, Его Величество изволил благодарить командира корвета и офицеров и направился потом к трапу, причем фалрепными поставлены были офицеры.

«При съезде Его Величества, на гротбрамстеньге американского корвета поднят был русский военный флаг и произведен был национальный салют 21-м выстрелом, на что отвечено было, по приказанию Государя Императора, с корвета «Баян», при поднятии американского флага, равными числом выстрелов.

«С американского корвета катер Его Величества направился к крейсеру «Европа», прибывшему из Америки. Осмотр крейсера продолжался около получаса, причем Государь Император изволил посетить капитанскую каюту, кают-компанию, жилую палубу, лазарет и машину. Превосходное размещение крейсера, множество воздуха и света, и роскошное убранство кают обратили на себя внимание Его Величества.

«В три часа 15 минут, Государь Император и Их Высочества изволили съехать с крейсера «Европа» и возвратиться на императорскую паровую яхту «Александрия», на которой тотчас-же был поднять брейд-вымпел Государя Императора. Вслед затем яхта снялась с якоря и направилась в Ораниенбаум, куда за нею последовали яхта «Стрельна» и пароход «Онега». В три чача 55 минут яхта «Александра» пристала к пристани в Ораниенбауме».


Материал из газеты «Всемирная Иллюстрация» №554 от 11 августа 1879 года.