-91-

в виду, что в коффердамы кругом котельных люков нельзя класть ничего горючего.

б)          Койки, где это практически окажется удобным, применить к прикрытию людей на мостиках и марсах.

3) Для того, чтобы в машину не падали осколки от светлых люков и стекол, а также обломки дерева и другие предметы, рамы светлых люков следует отвернуть и убрать в сторону.

Кроме того надо сделать специальные тросовые сетки, которые и растянуть внизу под машинами.

4)Частые пожары во время сражения при р. Ялу заставляюсь подумать о средствах к их тушению. На наших судах принято делать пожарные трубы, и еслиб в этих трубах по тревоге можно бы было постоянно держать напор воды, то оставалось бы лишь в отделении, где произошел пожарь, взять шланг, отвернуть кран от пожарной трубы, и таким образом получить струю воды для тушения возгоревшихся мест. Нет ничего легче, как потушить пожар в самом начале, и если есть в трубе напор, то люди, ближайшие к возгоравшемуся месту, легко справятся с этим делом. Но если предварительно приходится бежать на мостик, чтобы оттуда отдать приказание в машину, чтобы пустит напор воды в трубу, то произойдет большая потеря времени, отделения наполнятся дымом, а может быть и огнем, и тогда уже не останется другого средства, как, заперев все двери, ставни и проч., разобщить пробитое отделение от остальной части судна.

Если пожарная труба не приспособлена быть все время под давлением, то можно это достигнуть некоторыми мероприятиями. Как на одно из таковых можно проводку одного из шлангов вверх до 1/2 высоты мачты и оттуда за борт, так чтобы по тревоге пожарная помпа все время качала несколько воды в этот шланг и поддерживала тот напор, который соответствует Высоте поднятия шлангов.

Если для контролирования воды при пожарной помпе нет манометра, то можно отчасти судить о напоре воды по силе, с которой она бьет из пробных кранчиков у помпы.

Во всех отделениях, где возможно возгорание, должны быть поставлены ведра и кадки с водой, а также швабры и стирки. Именуемые на судах для мытья белья кадки могут пригодиться для этой цели с большой пользой. Людям повсюду должно быть внушено, что они должны тушить возгорание при самом начале.

Некоторые из кают принято держать запертыми. По тревоге все каюты без исключения должны быть отпертыми, а двери вполне открытыми, дабы назначенные люди все время могли бы наблюдать, нет ли где-нибудь возгорания и своевременно тушить его.

5)           Для временной заделки надводных пробоин полезно иметь на судах необходимый материал, как-то доски, брусья и прочее, в достаточном количестве.

Также полезно заготовить длинные 5/8 дюйм. болты с гайками для прижимания положенных снаружи досок к брусьям, которые будут поставлены внутри борта. Болты эти полезно иметь длиною около 18 дюймов, из коих дюймов 6 иметь нарезанными.

6)           Если на судне имеется несколько пластырей, то один из них полезно подвесить под шлюпку матом внаружу. Для подведения этого пластыря шлюпку надо спустить и, подведя к пробоине, принять верхние и нижние шкоты, распустив своевременно пластырь.

Этот способ дает удобства для помощи другому утопающему судну.

Для подведения пластыря, не прибегая к помощи шлюпки, полезно иметь во время боя заведенными на нижние реи нок-горденя.

Для закрывания больших пробоин

-92-

рейковый пластырь удобнее простого, ибо при нем в первый момент подведение концов под киль не требуется.

7)           Непроницаемые переборки и главные, и второстепенные необходимо осмотреть самым тщательным образом от низу до верху, и если окажется в каком-нибудь месте, хотя бы и выше ватер-линии, отверстие для проводки проводников или для каких-нибудь целей, то его надо плотно забит деревянной пробкой, через которую и проходил бы проводник. От действия воды пробка разбухнет и отверстие сделается вполне непроницаемым.

В местах, где проходят паровые трубы через непроницаемые переборки, обыкновенно ставятся сальники. Надо пересмотреть и возобновить набивку этих сальников.

8)           Есть много отделений, ниже ватер-линии, в которых нет надобности ходить во время боя. Люки и двери, ведущие в эти отделения, следует по тревоге и даже во всякое время вообще иметь закрытыми, и если нет приспобления для измерения воды в этих отделениях, то можно просверлить в крышках люков 1″ отверстья, закрываемые простыми деревянными пробками.

Посылаемый с вахты офицер для осмотра огней должен убедиться, что люки и двери, которые приказано держать закрытыми, действительно были бы закрыты и должным образом задраены.

9)           Следуете осмотреть таранные переборки. Суда, у которых подводная палуба доходить до самаго фор-штевня, имеют тот недостаток, что в таранной переборке под броневой палубой есть одна или две горловины и так как, по обыкновению в эти отделения кладут или голики, или другие предметы, то горловины остаются открытыми, что и было причиною, вследствие которой „Camperdown” при столкновении с „Victoria” едва не пошел ко дну.

Нет большого греха, если в таранном отделении будет что-нибудь храниться; но там, ни в каком случае, нельзя держать расходные вещи, а потому следуете установить правило, чтобы горловины, идущие в таранные отделения, открывали не иначе, как с разрешения командира, с обозначением каждый раз насколько времени дается разрешение оставить горловину открытой.

10)        Следует установить правило, чтобы всегда в бою и по ночам непроницаемые двери в переборках, разделяющих машинные и кочегарные отделения правых от левых, а также машинные отделения от кормовых кочегарных, а последние от носовых кочегарных, были закрыты.

Если нет переговорных труб для передачи приказаний из машины в кочегарные, то следует в переборках высверлить по 3 отверстия так, чтобы в нижнюю дыру можно было говорить, а в верхние две—смотреть. Отверстия эти следует сделать по прилагаемому шаблону, и с обеих сторон переборки подле них должны висеть деревянные пробки для затыкания отверстия.

Из каждого машинного и кочегарного отделения должны быть сделаны самостоятельные выходы кверху, но в прибавок к существующим трапам полезно из машинных люков и других мест по удобству повесить несколько шторм-трапов, которые служили бы для более свободного выхода людей из пробитого отделения кверху. Может оказаться, что вследствие закрывания дверей из машины в кочегарню, в машине будет на ходу очень жарко. В таком случае следуете путем виндзелей или, вообще, посредством обвесов, сшитых на манер цымселей, усилить вентиляцию машинного отделения, но держать в бою двери из машины в кочегарню открытыми не разрешается.

11)        У приемных отверстий магистральной трубы и общей осушительной, равно как у приемных труб от циркуляционных

-93-

помп, должны непременно быть сетки. Некоторые почему то думают, что у приемных труб циркуляционных помп не нужно делать сеток, и на многих судах не поставлены.

Надо, непременно, поставить сетки, где их нет, и таким образом, чтобы приемное отверстие было со всех сторон загорожено сеткой, дабы в трубу не могла попасть ни жвачка, ни щепка и никакое другое постороннее вещество.

Также случается иногда, что нет сток у концевых клапанов магистральной трубы.

12)        Иногда случается, что в шкиперских м других сходных с ними отделениях, приемный клапан магистральной трубы помещается под деревянной настилкой, в которой нет отверстий для протока воды. Это поведет к тому, что вода из отделения не будет иметь доступа к магистральной трубе, и следовательно выкачивание воды в большом количестве сделается невозможным. Люк для спуска не может служить для этой цели, ибо он всегда закрыть, а давлением воды его еще более прижмет.

Необходимо во всех таких отделениях в стороне сделать такое число отверстий, чтобы площадь их вдвое превышала сечение магистральной трубы.

Также бывает, что клапана для выпуска воды из угольных ям помещаются под деревянными настилками, а потому естественно вода в них не пойдет. Чтобы дать доступ воде, но не допустить в уголь, полезно в настилках у переборок сделать отверстия, прикрыв их коробками, у коих стороны сделаны на подобие жалюзи. Это можно исполнить по мере как ямы будут опоражниваться.

13)        На некоторых судах непроницаемые переборки доходят лишь до первой от ватерлинии палубы. Из этой последней сделаны шпигаты для стока воды за борт. Может случиться, что вследствие наполнения одного из отделений и в особенности вследствие крена палуба уйдет в воду, и тогда через шпигаты начнет выступать вода. Некоторые из шпигатов снабжены герметическими крышками, которые в бою надо держать закрытыми, если в батарею не поддает.

Там, где крышек нет, следует приспособить деревянные крышки на резине или на мате такого устройства, чтобы их можно было посредством распорок нажать для достижения, хотя некоторой герметичности и для допущения воды из борта на палубу.

14)        На многих судах сделаны приспособления для напускания воды в коридоры с целью устранить крен, в случае таковой получится. Необходимо теперь же опробовать это приспособление, чтобы убедиться, что оно действуете хорошо. Трубы, проведенный с этой целью, вообще имеют недостаточный диаметр, и кроме того часто случается, что вода по ним идет очень тихо, вследствие выступания сурика в местах соединения фланцев. Сурик обсыхаете и представляет большое препятствие течению воды. Если это так, то другого средства нет, как переставить трубы.

15)        По объявлении войны следует все, что возможно сделать заблаговременно и держать в готовности по боевому: а) орудия держать заряженными, а станки придвинутыми к борту; там, где вследствие этого борт не может быть закрыть, сделать парусинные обвесы, которые и завязывать, чтобы в батарею не дуло. О держании орудий заряженными или незаряженными будет делаться сигнал по эскадре. Допускается при разрядке орудия снаряд, даже разрывной, оставлять в канале, а если орудие крепится под большим углом возвышения, то между снарядом и замком вставлять деревянную упорку, чтобы снаряд не скатился. Мелкие скорострельный орудия иметь заряженными

 – 94 –

лишь ночью. b) Заряды для первых выстрелов и патроны держать у орудий, как то установлено морским техническим комитетом. с) Раздать людям, имеющим ружья и револьверы, патроны в таком количестве, чтобы сумки были полные и в таком виде сохранялись бы на своих местах. d) Лядунки иметь вполне заполненный трубками и, чтоб не было задержки, при каждом орудии иметь по коробке с трубками наготове. e) Также иметь при орудиях должный запас боевых винтов. f) Мины Уайтхеда иметь накаченные воздухом и по возможности держать их вставленными в свои аппараты, h) Поручни па балконах, мешающие стрельбе, держать разобранными. i) Перед боем должны быть задраены все порта и иллюминаторы, в которых нет надобности во время сражения. k) Перед боем или по тревоге следует из карцеров выпустить арестованных. l) Перед боем поднимать русские военные флаги на всех мачтах. m) Миноноскам, идущим в атаку ночью, также иметь кормовые флаги поднятыми.

16)        Полезно осмотреть крепление котлов и различных тяжестей по судну с целью убедиться, что во время таранного удара ничто не сдвинется с места. Что надо подкрепить деревянными распорками и найтовами. На каждом судне должно быть установлено правило, как ставить орудия перед ударом. Толчок, получаемый при таранном ударе, можно отчасти сравнить с толчком, который получают при столкновении поездов пассажиры переднего вагона поезда, идущего с умеренной скоростью. Перед таранным ударом следует сделать общий сигналь „держись”, который достиг бы всех частей судна. По этому сигналу люди должны схватиться за различные неподвижные предметы по способности, дабы не упасть при внезапной остановке своего судна. Особенно важно, чтобы сигналь дошел в машину, где площадки чрезвычайно скользки и человек, падая, может попасть в двигавшийся части. Перед таранным ударом полезно машину остановить, причем следует поставить правилом, что если перед переводом телеграфа на остановку стрелка будет повернута на „полный задний, потом на „полный передний» и вслед затем сейчас-же на „стоп“, то это будет означать, что следует, остановив машину, держаться, о чем п передать в кочегарный.

17)        В условиях мирного времени стрельба производится большей частью почти по траверзу; между тем пушками, в особенности мелкими, следует пользоваться для стрельбы во все стороны, куда они могут повернуться. Чтобы при этом не оглушало людей, соседних орудий, опытом доказано, что уши у этих людей следует затыкать ватой. По сему на каждом судне следует установить порядок, каким людям держать уши заткнутые ватой, и для сего при орудиях иметь небольшое количество ваты.

18)        С наступлением военного времени, как на якорь, так и на ходу, — снаружи судна не должно быть видно ни одного огня; с этою целью надо заготовить теперь же необходимое приспособление и путем упражнений найти, как им пользоваться наилучшим образом.

В случае эскадра будет стоять или идти без отличительных огней, необходимо таковые иметь в полной готовности, чтобы показать их встречному или входящему судну. Для увеличения числа сигнальных фонарей разрешается между стеньгами протянуть леер и на него подвесить несколько фалов. На клотике одной из мачт или в другом месте приспособить группу электрических ламп, дабы, зажигая и туша их, можно было делать подобие длинных и коротких вспышек для производства ночных сигналов, по сигнальной книжке.

19)        Ночью, для охраны эскадры от

-95 –

внезапных нападений миноносцев, полагаю в море держать, вокруг больших судов, суда малые и миноносцы, а на якоре—паровые катера и судовые миноноски. На каждом корабле иметь часовых, как на передних марсах, так и на задних, а также сигнальщика на юте, дабы не пропустить миноноски с кормы.

Сигналом ночью о том, что показались миноносцы, должна служить стрельба со сторожевых судов и шлюпок, которые должны держаться не ближе 20-ти кабельтовых от эскадры.

В случае ночью будет производиться боевое электрическое освещение, весь горизонт распределяется между фонарями всех судов, так что, каждый фонарь должен быть поворачиваем влево и вправо настолько, чтобы лучи его не пересекались с лучами другого фонаря, но вместе с тем, чтобы не оставалось ни одной точки, по направленно к выходу на рейд, которая не была бы в секторе, какого-нибудь фонаря. Сторожевые шлюпки должна выбрать себе место укрытое от лучей фонарей, а следовательно и от артиллерийского огня своих судов. Если таких мест нет, то сторожевые шлюпки держатся вне дальности освещения и снарядов легкой артиллерии.

20) Стоя на якоре под парами, следует канат иметь готовым к расклепанию. Буйреп разнесенным в клюз наготове к ввязыванию в канат, а томбуй на другом конце буйрепа должен быть готовь к выбрасыванию за борт. — В море перед боем полезно отклепывать канаты или у якорей или на первых смычках, дабы в случае лапа якоря при таранении заденет за борт, то не высучило-бы весь канат, ибо это может повести к большим поломкам и потерям в людях.

21) Сбережение сил экипажа должно составлять предмет главнейшей заботливости начальствующих лиц в военное время. Замечено, что даже на кратковременных маневрах, люди—вследствее усиленной ночной службы—ослабевают. По сему следует с наступлением войны прекращать всякие обучения и занятия, не имеющие прямой целью боевую готовность судна. Людям, которые ночью несли усиленную службу, надо дать время и место, чтобы выспаться, и вообще всякие работы, имеющие целью щегольскую чистоту, следует отменить, обращая главным образом внимание лишь на приведение в должный вид всех приспособлений, служащих для- ведения боя. — Чистку меди совершенно прекратить.

Паровые катера и миноноски должны быть готовы к спуску под парами и к действию. Минные аппараты, а где возможно и артиллерийские орудия, должна быть на шлюпках, на местах. и мины, накачанные воздухом, вложены в аппараты. В случае бой произойдет при благоприятной погоде, полагаю миноноски иметь спущенными. В котлах вода должна быть подогрета посредством трубок, и давление пара должно быть доведено до 50 или более фунтов, смотря по тому, что позволит крепость паровых шлангов. Топки и поддувала котлов должны быть заряжены тонкими лучинами для быстрого разжигания огня; причем в топках сверх лучин должно быть положено достаточное количество отборного кардифского угля в кусках, величиною от грецкого ореха до размера кулака, — Вообще на паровых катерах и миноносках все должно быть так приспособлено, чтобы за время, потребное для спуска, пар поднялся и, как только что тали будут выложены, катер или миноноска могли бы идти для минной атаки или сторожевой службы.

23)        При постановке мин с судов следует это делать лишь с одного борта с таким расчетом, чтобы судно течением или ветром относило от поставленной мины. Чтобы убедиться, какой из бортов в этом отношении

-96-

выгоднее, надо бросить лот и посмотреть, в которую сторону относит судно.

24)        Ночью в тех случаях, когда можно ожидать минную атаку, следует держать дежурство у скорострельных пушек. Люди эти, сменяемые каждые два часа, должны не спать и быть наготове открыть огонь по первому требованию. — Один из находящихся у пушки смотрит за появлением миноносок, причем горизонт распределяется между этими людьми так, чтобы бдительность была направлена во все стороны. Стрелковыми и абордажными партиями в случае вызова предпочтительнее действовать залпами, ибо только при этом условии выстрелы будут направлены в желаемую сторону. Абордажные парни должны иметь штыки отомкнутыми и заткнутыми за поясные ремни с левой стороны. Разрешается также их совсем не брать из мирамид. — При возвращении своих сторожевых шлюпок, они показывают условный для известной ночи отличительный сигнал, объявляемый особой запиской вместе с паролем.

25)        В больших и вспомогательных котлах посредством специальных трубок следует всегда поддерживать горячую воду и некоторое давление пара. В случае, когда требуется развести пар и времени вполне достаточно для медленной разводки, то следует из поддувала и топок вытащить лишние лучины и сделать разводку медленною.

26)        а) При приближении эскадры к неприятелю огонь не следует открывать до сигнала с адмиральского корабля; но это не должно препятствовать стрельбе по неприятельским миноноскам, если таковые будут открыты с других судов ранее, чем с адмиральского корабля их увидят и успеют сделать сигналь.

26)        б) В случае, обозначенном в ст. 82 морского устава, будет поднять сигнал, вступить в командование старшему из флагманов. По этому сигналу он действует на основании указанной статьи устава, поднимая мой флаг, если таковой будет спущен на моем корабле.

27)        Для ускорена вызова люден к орудиям, следует ночью иметь барабанщика и горниста на верху; но еще лучше приучить команду к тому, что ночью тревога делается свистком по команде: „унтер-офицеры к люкам, тревога”.

28)        В бою следует производить стрельбу исключительно разрывными снарядами. По сему следует объявить, что если отменительного приказания не было, то стрелять снаряженными снарядами, не забывая вставлять боевых винтов. На ближайших учениях следует обратить внимание на вставление боевых винтов.

29)        В бою желательно иметь как можно меньше угольных ям открытыми, почему на судах, у которых боевых угольных ям не устроено, следует установить, чтобы известный, ближайшие к котлам, ямы оставались наполненными углем специально для боя. Дверцы этих ям неизбежно придется иметь открытыми и нужно указать, кто из кочегаров должен закрыть дверцу, когда в нее бросится вода. Для выхода людей, подгребающих уголь в этих ямах, на случаи пробоины, верхние горловины должны быть открыты, и если для выхода людей на стенках нет ступенек, то следует повесить шторм-трап или конец с муссингами.

30)        Во время боя прислуга у орудий того борта, который не стреляет, и вообще всё люди, которые не работают, должны лежать; поэтому по сигналу „дробь” прислуга всех орудий, которые заряжены, должна ложиться.

Командиры батарей должны иметь в виду, что когда прислуга одного борта устанет, ее следует заменить прислугой другого борта, командиры должны все время напоминать комендорам, чтобы

Светлой памяти Макарова, чертеж 1 Светлой памяти Макарова, чертеж 2

-97-

бы те целились хорошо и не стреляли зря.

Главною заботою батарейных командиров должно быть сбодривание людей и поддержание в них бравости и энергии.

Нужно иметь ведра с водою для питья и кружки. Раненых следует относить на перевязочные пункты, а следы крови и проч, на палубе удалять и посыпать песком, чтобы не было скользко, для сего иметь в батареях наготове ведра с песком.

31) На судах не должны забывать, что свои потери чрезвычайно видны, поэтому от времени до времени для ободрения людей и для усиления их энергии следует с мостика посылать в батарею известия о потерях неприятеля, видимых и предполагаемых. Известия эти должны встречаться в батареях громкими криками „ура“ и сопровождаться усиленно стрельбой’

———————

Приложение 2.

Прпказ командующего флотом Тихого океана вице-адмирала С. О. Макарова от 4-го марта 1904 г. № 21.

Согласно ст. 107 морского устава объявляю инструкцию для похода и боя.

Инструкция для похода и боя.

1)           В походе броненосцы будут находиться в линии кильватера, а крейсера будут нести разведочную службу, находясь от эскадры на румбы: Норд, Ост, Зюйд и Весть. Возможно, что в некоторых случаях я скажу иные румбы, но когда ничего не указано, то считать вышеприведенные. (Черт. 1).

2)           Крейсерам будет указано держаться в пределах видимости сигналов или в пределах ясного проволочного телеграфирования.

Если на какое либо направление будет дано два крейсера, то они держатся один от другого в пределах видимости сигнала или беспроволочного телеграфирования.

3) Миноносцы пойдут со мной в том числе, в котором будет признано необходимым согласно предстоящей операции.

Начальники отрядов заботятся о получении общих указаний от начальника штаба, которому и дают списки идущих в море миноносцев.

Миноносцы составляют две группы: первая держится от флота в 1 мили на N, вторая на S.

4)           Один из минных крейсеров назначается состоять при моем корабле; он держится под ветром возможно ближе ко мне, но в бою отдаляется, чтобы не быть под выстрелами. Он зорко следить за сигналом „приблизиться”, чтобы передать мои приказания, куда потребуется.

Он репетует сигналы, насколько то ему под силу.

5)           Крейсера держат курс параллельно эскадренному, поворачивая одновременно с ней и сохраняя данное положение от эскадры, куда бы таковая не повернула.

6)           Неприятель вероятно будет усмотрен одним из крейсеров, который должен сигналом известить меня, а затем, если мы будем сближаться с неприятелем, то крейсер должен сблизиться с эскадрой без сигнала так, чтобы не быть отрезанными и не попадать под выстрелы неприятеля, который сильнее его.

7)           Перед началом боя я, вероятно, сделаю сигналь „Ц“—„возвратиться из погони”; поэтому сигналу крейсера вступают в кильватер большими броненосцам, а миноносцы занимают места в стороне противоположной неприятелю: первая группа против головного, вторая против концевого (Черт. 2).

8)           Если бы даже сигнал этот не быль сделан, крейсера, завидев начало сражения, должны сами вступить в кильватер броненосцам, поступить под начальство своего флагмана.

9)           Крейсера я ставлю в кильватерную колонну для того, чтобы они не мешали обстрелу орудий судов флота.

– 98 –

Находясь в этом положении, они, по мере возможности, будут принимать участие в общем артиллерийском деле; но главное их назначение—обойти ту часть неприятельской лиши, которая подвержена нападению, и поставить ее в два огня, когда к тому представится возможность, за чем и следить начальнику отряда.

10)        Предполагаю сближаться с противником осмотрительно, ибо скорое сближение может повести к случайным потерями. Флоту, так хорошо подготовленному, как наш, следует, сколь возможно, избегать случайностей, — мы выиграем и без них. Я постараюсь избежать случайностей, если сам не увлекусь вместе со всем моим флотом.

Для кораблей я предполагаю строй кильватера, ибо при нем можно изменять курс без сигнала, миноносцы же, когда это возможно, по сигналу своих начальников, должны ходить фронтом, ибо это самый выгодный строй для единовременной атаки. Для поворота, начальник группы дает один или два свистка, и тогда все репетуют свисток и поворачивают вдруг, соответственно кладя руля столько, сколько нужно, чтобы не столкнуться, и уменьшая или увеличивая ход, кому следует, чтобы поскорее выровняться по своему начальнику на новом курсе.

12)        *) Репетичному кораблю, если такой будет, держаться на траверзе среднего корабля, в расстоянии 5 кабельтов от колонны.

13)        Корабли в бою должны держаться на дистанции 2 кабельтова, считая в том числе и длину корабля. Держа корабли сжато, мы получаем возможность на каждые два неприятельских корабля иметь три свои и таким образом на каждом месте сражения быть сильнее его.

14)        Если флот будет в линии кильватера, то, для лучшей видимости сигналов и неприятеля, я подыму флаг 2 или 3 (см. секр. приказ № 13), согласно которых корабли могут держаться правее или левее кильватера, в мере действительной необходимости, составляя легкую дугу. Это позволить сблизить концевые корабли с неприятелем, ибо тут можно будет нажимать на переднего мателота. (Черт. 3).

15)        Если потребуется повернуть всем вдруг в сторону, противоположную от загиба хвоста, то я для правильного маневра вероятно перед тем подыму сигналь: „быть в строе кильватера”, но если такого сигнала не будет сделано, то при повороте соблюдать осторожность, чтобы не столкнуться.

16)        В случае поворота строя кильватера на 16 румбов всем вдруг, концевой делается головным и ему предоставляется право вести линию, поэтому он может не докатиться до 16 румбов и выбрать какое угодно, выгодное для боя направление. Остальные вступают к нему в кильватер (Черт. 4).

17)        Может случиться, что я сделаю сигнал—„повернуть на 16 румбов всем вдруг”, с позывными броненосцев, то тогда крейсера продолжают идти прежними курсом и поворачивают после довательно так, чтобы быть в конце линии на новом курсе. (Черт. 5).

18)        При сближении с противником, я вероятно возьму головной корабль неприятельской линии перед нос и приведу его на курсовой угол 45°—50°; это дает выгодное фланговое положение, и следует ожидать сигнала: „повернуть всеми вдруг на 16 румбов”—для того, чтобы мы сохранили за собою эти выгоды флангового положения. (Черт. 6).

19)        Если после того, как я возьму перед нос противнику, главный корабль его тоже повернет, и мы ляжем контрагалсами, то наши выгоды предыдущего положения пропадут, и тогда я полагаю окружить его концевые корабли; с этой целью полезно, огибая его, нажимать


Навигация: Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11