Светлой памяти Макарова чертеж 3

Светлой памяти Макарова чертеж 4
Светлой памяти Макарова чертеж 5
Светлой памяти Макарова чертеж 6
Светлой памяти Макарова чертеж 7

-99-

в сторону неприятеля, имеет однако осторожность, чтобы не столкнутся с передним мателотом. Тут непременно придется уменьшить ход. Я вероятно подниму сигналь „сдаться влево”: Это будет очень полезно, ибо сжимает кольцо. С  головным я прибавлю ход во всю, второй после меня должен также прибавить, но держать на 1 узел меньше моего и т. д. Если в этом попрактиковаться, то может выйти очень для нас комбинация (Черт. 7)

20)        Если и противник пожелает окружить наш концевой, которыми будет крейсер, то последнему следует изменить курс 45° в сторону противоположную неприятелю и сдаться вправо, и вообще, когда в этом маневре головной будет сдаваться влево, концевому полезно сдаться немного вправо.

21)        Может случится,  что я приму бой на  отступлении, тогда мы получим преимущества по отношении к минам, а потому надо приготовиться к стрельбе минами

22) В этих условиях надо считать, что стрельба идет по эскадре, а не по судну, а поэтому допустимо, установив на самую дальнюю дистанцию и уменьшенную скорость, стрелять, когда неприятельская колонна войдет в район действия мин, размерь которого, в особенности по кормовым направлениям, при большем ходе противника, может быть значителен.

23)        Имея в виду главную задачу крейсеров поставить неприятеля в два огня, начальник отряда должен зорко следить за ходом моих маневров и, когда случай представится благоприятным, он может изменить курс и прибавить ход; остальные крейсера следуют за ним, и в таком случае руководствуются его сигналами или действуют, уклоняясь несколько от строя, для выполнения главной задачи усилить огонь по атакованной части неприятельской эскадры. Отклонение однако не должно вести к полному расстройству порядка.

24)        В случай крейсера увидят готовящуюся на броненосный флот атаку неприятельских миноносцев, то они должны, не дожидаясь сигнала, кидаться навстречу им, не мешая однако огню больших судов, а затем, сблизившись с отрядом миноносцев не настолько однако, чтобы быть под выстрелами их мин, приводить миноносцы сзади траверза на наивыгоднейший  угол кормового обстрела мелкой артиллерии и стараться уничтожить их своим огнем.

Лучшее положение в этом случай для крейсеров —быть на фланге атакующего фронта миноносцев.

25)        Миноносцам во время боя держаться группами на стороне противоположной неприятелю от своего флота, не далее, как на 20 кабелт.; они стараются занять такое положение, чтобы могли своевременно броситься в атаку, что и разрешается начальникам этих групп.

26)        Когда я найду, что момент подходить для обшей атаки миноносцев, подыму флаг, который означает— „миноносцам атаковать”, и тогда обе группы сразу бросаются в атаку, не разбирая, выгодно это или не выгодно.

27)        Атака миноносцев будет успешнее, когда у неприятеля уже подбита, часть его мелкой артиллерии; также благоприятный момент представляется, если судно имеет подбитую машину или руль и не может отвернуться от атаки. Но лихая атака миноносцев может иметь решающее значение на ход сражения и в ранний период боя, если два флота сцепились в морском бою и дым от пушек и машин застелет несколько горизонт в стороне противоположной неприятелю, с которой и может пойти атака. В этом отношении подветренное положение миноносцев выгоднее наветренного, и я надеюсь, что начальники групп, зорко следя за ходом дела с целью атаковать,

-100-

когда возможно, неприятельские суда, не пропустят удобный момент.

28)        В бою, без особого приказания, судам не репетичным сигналов не репетовать, за исключением тех случаев, когда у репетичного корабля сбиты мачты, и когда ближайшие корабли делаются репетичными, не ожидая моего приказания.

29)        Один сигнальщики должен быть специально отделен, чтобы высматривать,—нет ли на плаву мини Уайтхеда, и докладывать об этом, чтобы не набежать на нее.

30)        О мине, находящейся близко к курсу корабля, задний мателот извещается четырьмя короткими свистками.

31)        Относительно рода снаряда могу сказать, что на дистанциях до 50 кабельт. выгоднее стрелять фугасными снарядами из всех орудий. На дистанциях меньших можно употреблять и бронебойные снаряды и фугасные в следующей последовательности:

10 и 12 д.           ……       25          кабельт.

8            „                         20          „

6            „            ……       15

120        м.м.                    10          „

32)        Относительно больших орудий, полезно ускорить их заряжание, чтобы участить огонь, но у орудий патронных надо помнить, что полная скорострельность допустима лишь в том случае, когда суда сблизятся на верный выстрел, в остальных случаях комендор или назначенный человек должен проследить за падением своего снаряда, чтобы, в случае недолета или перелета, исправить ошибку. Ничто не ободряет таки неприятеля, как беспорядочная стрельба с систематичными недолетами. Лучше стрелять реже, но метко.

33)        Командиры судов должны внушать комендорами, что в руках поражение неприятеля. Пусть они забудут о себе, сосредоточив все свое внимание на наводку орудий, и приложат все свое старание, чтобы отличиться и разбить врага.

34)        Относительно управления огнем – руководствоваться инструкцией, приложенной к сему.

35)        Тяжелыми орудиями нужно по преимуществу стрелять в броненосцы.

В случае, если будет усмотрена атака неприятельских миноносцев, следует направить на них огонь орудий от 6 дюймов и ниже.

37)        Когда миноносцы сблизятся на 15 кабельт., надо, не дожидаясь сигнала адмирала, класть руль на борт и приводить их на наивыгоднейший кормовой угол обстрела артиллерии, увеличивая ход до полного.

38)        Когда неприятельский миноносец сблизится настолько, что может с успехом выпускать свои мины, то следует привести его совершенно за корму, следуя за струей от мины и уклоняясь, куда следует, чтобы избежать ее.

39)        Если атакуют со стороны, противоположной неприятельскому флоту, то поворачивают на них носом, не переставая держать нос на избранного миноносца.

40)        Минная атака неприятельская— прекрасный момент для наших миноносцев сделать контр-атаку, стреляя по неприятельским миноносцами и атакуя неприятельские корабли.

41)        Как только атака окончена, броненосцами и крейсерами надо сейчас- же вступить в кильватер командующему флотом, соблюдая порядок номеров лишь по возможности и стараясь скорее занять место в колонне.

42)        Возможно, что я буду без флага командующего флотом, чтобы мой корабль не был особенно приметен.

43)        В случае я выбуду из строя меня заместит начальник штаба до конца сражения. Если мой корабль будет подбит, то перенесу свой флаг.

44)        На кораблях иметь в полной готовности, чтобы перейти на тот штурвал, который находится в ближайшем соседстве с рулем.

45)        Пробоины, которые близки к ватерлинии или к главным непроницаемым переборками, надо тотчас- же

-101-

 заделывать деревом с распорками, беря для это. или специально приготовленный лес, или обеденные столы и прочее ненужное для боя, что подвернется под руку. Очень полезно подготовить по этой части материалы.

46)        Раненых, которые не могут оставаться в строю,  отправлять на перевязочный пункт.

Убитых относят в сторону и складывают там, где есть свободное место.

47)        Везде иметь ведра с холодной водой для питья

Иметь песок чтобы посыпать, где скользко. Для спасения погибающих я вероятно возьму с собой транспорт Краснаго Креста; другим судам и миноносцам во время боя будет недосуг заниматься спасением, ибо неприятель воспользуется этим, и тогда погибших будет еще больше.

48)        На каждом корабле иметь на мостике или неподалеку несколько мешков из неплотной материи для потопления сигнальных книг, секретных шифров, приказов и прочего. Мешки обделать, как кисы, и на дно положить песок или камни, чтобы они затонули. Все нужное класть в мешки по возможности перед боем, остальное — не забыть сунуть туда, завязать мешки и бросить за борт, когда будет опасность, что эти предметы достанутся неприятелю.     Разрешается иметь ящики для той же цели.

49)        Победой можно назвать лишь уничтожение неприятеля, а потому подбитые суда надо добивать, топя их или заставляя сдаться. Подбить корабль —значить сделать одну сотую часть дела. Настоящие трофеи — это взятые или уничтоженные корабли.

50)        Дело офицеров руководить артиллерийским и минным огнем, но они не должны забывать ободрять команду. Команда видит свои потери и не видит потерь неприятеля. О потерях неприятеля надо все время ей напоминать, чтобы команда чувствовала, что ее артиллерийский огонь производит опустошение на неприятельских кораблях.

51)        С мостика должно, как можно чаще, посылать в батарею, башни и машину известия о каждом нашем успехе, который встречается в батареях криком „ура“, лишь на один момент, а затем снова должна начинаться хладнокровная работа точной наводки орудий.

52)        Сколь ни важно поставить свои суда на выгодные тактическме условия против неприятеля, все же история морских войн показывает нам, что успех боя зависит главнейшим образом от меткости артиллерийского огня. Меткий огонь есть не только верное средство нанести неприятелю поражение, но и лучшая защита от его огня.

53)        Флот, на котором личный состав сохранит в бою все свое хладнокровие, будет стрелять метко, а потому непременно разобьет неприятеля, если бы даже находился в невыгодных тактических условиях.

54)        Побеждает тот, кто хорошо дерется, не обращая внимания на свои потери и памятуя, что у неприятеля этих потерь еще больше.

Приложение 3.

Библиографический список сочинений рапортов и заметок С. О. Макарова

—–

Броненосная лодка „Русалка”. Исследование плавучести лодки и средства, предполагаемый для усиления этого качества 1870 г. 1. 80 к.

Временный руль капитана Коньяма.

Инструмента Адкинса для определения девиации в море. 10 к.

Устройство парового предохранительного золотника Несмита. 1 рубль.

Новый прибор для отопления паровых котлов (механическое отопление), 1 р.

Патентованный каменный уголь Уарлита.

О картах лейтенанта Мори и о первом плавании, располагаемом на основании этих карт. 1 р.

-102-

Испытание Кайтахскаго каменного угля.

Новый маяк в Каспийском море.

Англиский адмирал Гопсон „Hepson”.

Трюмы двухдонных судов. 50 к.

О содержании в исправности непроницаемых переборок, и водоотливных приспособлений. 40 к.

О непотопляемости судов. 1875 г. 1р.

Средства против потопления судов. Причины потопления фрегата „Vanguard”, недостатки в системе непроницаемости переборок, в самых переборках и дверях, и механические недостатки принятых средств. Непотопляемое судно. 1876 г. 75 к.

О прекращении подводной течи на судах. Необходимость иметь на судах средства для заделывания пробоин. (Пластырь) 1873 г. 10 коп.

Испытание эволюционных картушек Курьяка, Макарова и Верховского и введение употребления последней на судах флота.

Крейсерство парохода великий князь „Константин”, под начальством Макарова, по Черному морю и рапорты его 1/12 4 р.

Предположение об устройстве морской части в Закаспийском крае.

Обзор личного состава машинных команд на русских коммерческих пароходах. 1р.

Исторический журнал Практической эскадры, под начальством Шмидта и Макарова. 1р.

Броненосцы или безбронные суда. „Судостроение”. 1. р.

В защиту старых броненосцев и военных усовершенствований.

Сведения о плавании корвета „Витязь”. Замечания командира корвета “Витязь” Макарова по всем частям, по окончании кругосветного плавания с 1886 по 1889 г. 1891 1 р.

Об измерены удельного веса морской воды. 1891 г.

Об уменьшены гибельных последствий при столкновениях судов.

Несколько слов по поводу лекций по артиллерии Ф. В. Пестича.

Разбор элементов, составляющих боевую силу судов. 1884 г. 75 к.

О необходимости международного соглашения по опубликованию материалов, заключающихся в морских метеорологических журналах.

О средствах для сохранения целости борта судов при столкновении.

Эскадра Средиземного моря.

На пароходе „City of Peking” торгового флота.

Об исследовании Северного Ледовитого Океана. Лекция Ф. Врангеля и С. Макарова. 1897 г.

Рассуждение по вопросам о морской тактике. 2 р. (1887 г. и 1904 г.).

О постройке ледоколов. Румберг и Макаров. Рассуждения по вопросам о непотопляемости судов.

Об однообразии в судовом составе флота. 1898 г.

Наставление, как пользоваться средствами непотопляемости. 1 р.

О содержании в исправности непроницаемых переборок и водоотливных приспособлены. 75 к.

Об обмене вод Черного и Средиземного морей. Исследование. 1885 г. 50 к,

„Витязь”. Тихий Океан, гидрографические наблюдения во время кругосветного плавания. 6 р. 60 к.

„Ермак во льдах”. Описание постройки и плавания ледокола „Ермак” и свод научных материалов, собранных в плавании, с 152 рисунками. 1901 г. 5 р.

Без парусов. „Морская Практика”. 1903 г. 1 р. 1).

О подогревании воды в паровых котлах с возможно меньшим расходом топлпва и о быстрой разводке пара. Заметка.

О трудах русских моряков по исследованию вод Северного Тихого океана. 1892 г. Лекция в морском кадетском корпусе.

1) Весь вышеизложенный список составил. Н. Г. Мартыиов. 

-103-

Беглый очерк работ по морской артиллерии с осени 1891 по осень 1894 года. Прибавлено III к отчету занятиях морского технического комитета по артиллерии за 1894год (напечатан полностью в „Отрывках из биографии С. О. Макарова» барона Ф. Ф. Врангеля)

Отчет об осмотре в 1893 г. за границей главнейших судостроительных верфей и заводов, изготовляющих пушки и плиты. Прибавление I к отчету о занятиях морского технического комитета по артиллерии за 1893 г. (50 стр.)

Возможно ли искусственным путем воспрепятствовать замерзанию бухты Золотой Рог Сообщение во Владивостоке в музее общества изучения Амурского края. V том записок общества изучения Амурского края. Выпуск I. 1896 г.

Отчет командовавшего эскадрою Средиземного моря, контр-адмирала Макарова, за время пребывания эскадры в Тихом океан в 1895 году, и соображения о возможных военных дй- твшх на Дальнем восток!). 1896 г.

Отчет вице-адмирала Макарова об осмотре этим летом 1897 г., по порунию министра финансов, С. Ю. Витте, морского пути на реке Обь и Енисей 1898 г.

Извлечения из отчета главного командира Кронштадтская порта, вице-адмирала С. О. Макарова за 1900–1901г. и сборник его же приказов, обязательных постановлений и циркуляров по Кронштадтскому порту, городу и гарнизону 1900—1904 года. Кронштадта. 1904 год.

—————-

Библиографический список сочинений, посвященных описанию деятельности С. О. Макарова.

Памяти Степана Осиповича Макарова. Барон Ф. Ф. Врангель. Морской Сборник 1904 г. № 7.

Памяти Степана Осиповича Макарова. Кап. 2 р. А. Бутаков 3 Морской Сборники 1904 г. № 9.

Вице-адмирал Степан Осиповичи Макаров. Поминки по нем. Издание старого его товарища Г. X. Б. Москва 1904 г (31 стр.).

Расплата. Часть I-ая В. Семенов.

Адмирал С. О. Макаров. В. Семенов. „Вестники Европы” 1909 г.

Отрывки из биографии С. О. Макарова. Барона Ф. Ф. Врангеля. Морской Сборник 1910—1912 гг. (не окончены). 1-я часть выпущена отдельным изданием (цена 60 к.).

Гибель эскадренного броненосца „Петропавловск». В. П. Шмитт. Морской Сборники. 1911 г. № 10.

Беглый очерк Русско-Японской войны. А. Н. Морской Сборники 1912 г. №№ 7 и 9 (Период командования флотом С. О. Макаровыми).

Крейсер «Адмирал Макаров». Кронштадта. 1912 г. Описание элементов корабля, устроенного в кают-компании музея, имени С. О. Макарова и краткий биографический очерк адмирала (последний занимает 39 страниц).


Светлой памяти Макарова Оглавление 1 Светлой памяти Макарова Оглавление 2


Навигация: Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11