МЕДИКО-ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

ГОРОДА КРОНШТАДТА

(Материалы по санитарной статистике).

ДИССЕРТАЦИЯ
на степень доктора медицины
Г. А. Воробьева.

Цензорами диссертации по поручению Конференции были профессора
Л. II. Фавицкий, В. Л. Левашев и приват-доцепт А. А. Липский.


Докторскую диссертацию врача Г. А. Воробьева под заглавием: «Медико-топографическое описание города Кронштадта (материалы по сани­тарной статистике)»  печатать разрешается, с тем, чтобы по отпеча­тании было представлено в Императорскую Военно-Медицинскую Академию 500 экземпляров самой диссертации и 300 экземпляров краткого резюме ее (выводов), при чем 150 экземпляров диссертации и выводы должны быть доставлены в канцелярию Академии, а остальные 350 экземпля­ров диссертации – в библиотеку Академии.

С.-Петербург, 2 Апреля 1911 года.

Ученый секретарь, профессоре А. Моисеев.


ВВЕДЕНИЕ.

Нет никакого сомнения, что культурный прогресс обществ, в самом широком смысле слова, всецело связан с организацией общественного здравоохранения; лишь уверенность каждого члена общества в вероят­ном благополучии ближайшего времени может поддер­жать в нем энергию и предприимчивость. Трудно, конечно, указать, в какой именно момент меняется соотношение здравоохранения и прогресса, как причины и следствия. Если прогресс облегчается при упорядочении санитарных условий, то с другой стороны – санитария легче прививается среди более культурного общества. Это поло­жение уже теперь оправдалось на многих западных государствах. Сыпной тиф, оспа, холера—почти не встречаются в наиболее культурных странах; не менее успешно ведется борьба с брюшным тифом, с бугорчаткой и т. д. Во всяком случае очевидно, что для проектирования наиболее целесообразных мер оздоровления масс населения какой-либо местности, необходимо прежде всестороннее ознакомление с ее естественными условиями, обязательно выяснение этиологии некоторых болезней, путей заражения и пр., – словом, проектирование мероприятий, способных улучшить санитарное положение населения, невозможно без медико-топографического изучения данной местности. Таким высоким значением вопроса можно оправдать все труды нашей работы. История строительства кронштадта.

Необходимые материалы, которыми мы пользовались, разбросанные по разным местам и учреждениям, боль-

— 4 —

шею частью носили случайный характер, и, чтобы со­брать их и тем более систематизировать, нужно было потратить не мало труда и времени, – все-таки не удалось получить всего необходимого и желаемого. Этим должно объяснить те пробелы в предлагаемой работа, какие, несомненно, в ней встречаются.


Краткий исторически очерк 1) 2)3).

Остров Котлин, – по шведским бумагам „Рету(н)сари“, по нашим – „Рычарт”, „Рисерт”, – считался со времени Орешковского договора (1323г.) пограничным пунктом Руси со Швецией. По разграничению, сделанному в 1595 году на основании Тявзинского мирного трактата, остров делился на две части: восточная принадлежала России, западная—Швеции. По Столбовскому договору (1617 г.) мы потеряли восточную половину, и, по словам Елагина, русские посетили остров последний раз в 1655 году под предводительством воеводы Потемкина. Название „Котлин” появляется в наших бумагах лишь в 1706 году.

Был ли заселен остров до занятия его Петром Великим, сведений не имеется.

По преданию, русские после завоевания устьев Невы, преследуя шведов, натолкнулись на небольшой остров, и Петр I, оценив сразу его стратегическое положение, приказал занять остров. Солдаты, высадившись на берег, нашли в лесу недалеко от взморья котел, ве­роятно, оставленный матросами с эскадры Нуммерса, ко­торая во время блокады устьев Невы, несомненно, посе­щала остров. Этот-то найденный котел, как говорит предание, и был причиной переименования острова в

_________

1) Рыкачев, Кронштадтская старина. „Кронштадтский Вестник” 1885 года.
2) Щелов. Исторический очерк крепости Кронштадт. 1904 г.
3) Городские поселения в Российской Империи. Том VII. Спб.. 1864 г. Издание Мин. Вн. Дел.

— 6 —

„Котлин“; он же послужил темой при составлении (1780 г.) герба города Кронштадта, на котором, как известно, изображены котел и маяк.

Первым сооружением на острове (в зиму 1704— 1705 г.) была „Старая батарея”, и первыми обитателями острова явились пехотные полки, составлявшие гарнизон батареи. Позднее началась заготовка материалов, по­стройка церкви (1706 г.), казарм, пристаней и т. п. В связи с этим появилось жилье на месте настоящего города, и к 1710 году на Котлине насчитывалось уже около 80 домов, принадлежащих большею частью военнослужащим. 7 октября 1723 года была совершена на острове закладка центральной крепости, именуемой с этих пор Кронштадтом. Значение Кронштадта, как первоклассной крепости, было охарактеризовано еще Петром Великим, который, часто присутствуя на работах, говорил Меньшикову: „Теперь Кронштадт приве­ден в такое состоите, что неприятель в море близко по­явиться не смеет. Инако корабли расшибем в щепы. В Пе­тербурге спать будем спокойно”. В последующие царствования старые укрепления Кронштадта постепенно за­менялись новыми, строились казармы, оборонительные стены, добавочные укрепления, воздвигались форты по обоим фарватерам и т. д.; по мере развития флота расширялись гавани, устраивались мастерские, доки и т. п. Много времени, денег и труда стоили эти работы, но зато теперь Кронштадт стоит на высоте своего боевого могущества.

Гражданское население города стало увеличиваться после 1710 года, когда на постройку новых укреплений приходили большие партии рабочих. С прибытием в 1714 году первых иностранных судов город начал заселяться также торговым и морским людом, о чем свидетельствуют и названия улиц – в роде „Шкипер­ской”, „Купеческой” и т. п.

Планомерное проведете улиц на Котлине, покрытом в то время густым сосновым лесом, началось в

— 7—

1723 году, когда Петр I издал указ о прорубке улиц, шириной по 9 саж. каждая 4); тогда же было намечено им и приблизительное заселение города: „Набережную отвести под дома офицеров, торговых людей и знатных мастеровых, отдаленные места—для матросов и солдата”.

Еще в начале 19-го столетия Кронштадт походил на большую деревню: все обывательские постройки были деревянными, расположены большею частью не регулярно; о каменных зданиях, как единичных, упоминается 5) лишь в 1817 г.  В 1833 г. последовало 3) Высочайше утвержденное положение об учреждении в Кронштадте строительного комитета. Последний должен был забо­титься: „чтобы здания возводились прочно и правильно и служили к украшению города; чтобы дома, дворы, улицы, заборы, мосты содержались исправно“ и т. д.

По мере роста населения города развивалось строи­тельство, росла скученность построек, благодаря чему часто случались пожары. В 1873 г. пожар истребил большую часть города, и с этого времени возникло боль­шинство существующих ныне зданий.

До постройки морского канала Кронштадта служил как бы торговой гаванью для Петербурга: через него проходили все привозимые в столицу товары, а также и вывозимые заграницу. После сооружения канала значение Кронштадта, как торговой гавани, уменьшилось – большие суда получили возможность непосредственно проходить в Петербургский Порт и там разгружаться. Главным предметом ввоза в Кронштадта являются каменный уголь и кокс, вывоза—лесные материалы.

_________

4) Елагин. Начало Кронштадта. “Кронштадтский вестник”. 1866 г.
5) Стренцель. Кронштадт 50 лет назад. “Кронштадтский вестник”. 1867 г. 
3) L.c.


— 8—

Географическое положение.

Кронштадт расположен на острове Котлин, отстоящем в 15 милях от Петербурга к западу, и лежит под 59° 59’24” северной широты и 29° 47’0” восточной долготы от Гринвича.

К югу от него, в расстоянии 2,75 мили, тянется возвышенный, глинистый Ораниенбаумский берег, а к северу (в 11 милях по меридиану)— отлогий, покрытый песчаными дюнами Финляндский берег. Остров имеет вид узкой полосы земли, расположенной с востока на запад, и по плану 1897 года занимает площадь около 15,4 кв. верст. Вдоль северного берега острова идет широкой полосой отмель, едва прикрытая водой и поросшая камышами.

Высота острова относительно ординара моря весьма незначительна: самое возвышенное место по нивелировоч­ному плану Кронштадта, сделанному в 1897 г., находится на 18,4 фут. над уровнем моря (Галкина улица против церкви Богоявления), самая низкая точка для го­рода—6,3 фут. (Кронштадтская улица против крепостных казарм). За крепостным валом поверхность острова становится еще ниже, так что в некоторых местах встречаются только 2-х футовые возвышения над уровнем моря (цифра взята из нивелировочного плана 1879 года, так как позднейшей нивелировки не было за городом).

Вышеупомянутая 18 футовая возвышенность находится в северо-восточной части острова, и от нее идет покатость к западной оконечности его; к южной, северной и восточной сторонам острова также идут небольшие уклоны к морю.


К л и м а т .

При описании климата мы пользовались данными жур­нала наблюдений метеорологической станции при Кронштадтском морском телеграфе.

В нижеследующей таблице приведена температура воздуха в градусах С за 12-ти летний период и вы­числена средняя температура:

— 10—

Самым холодным месяцем является январь; затем, начиная с февраля, температура постепенно повышается и достигает maximum’a в июле; с августа начинается обратное падение температуры вплоть до января.

Средняя годовая температура за 12 л. равнялась + 4,9°.

Средняя температура по временам года распределя­лась так (за 12 лет):

Зима .    . – 6,9°

Весна .  . + 2,7°

Лето .  . + 15,9°

Осень.   . + 5,1°

Разница между самым холодным и самым жарким месяцем или годовая амплитуда выражалась:

Величину средней годовой амплитуды за 12 л. — 26,2.

Средние величины барометрического давления по вре­менам года видны из следующей таблицы:

Наибольшее среднее давление наблюдается весной, наи­меньшее—зимой; наибольшая устойчивость давления бы-